креатив

Креативным отраслям неуютно «под семью няньками»

Разнообразие сфер, которые относятся к креативным – кино, архитектура, реклама, дизайн, книгоиздательство, видеоигры и многое другое – порождает многоведомственное подчинение. Что мешает набирающему силу творческому процессу занять достойное место в экономике.

Сегодня в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная итогам III Российской креативной недели, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса». Как сообщила директор форума и глава ФГБУ «Роскультцентр» Марина Абрамова,
с сентября в Госдуме заработает отдельная площадка, где разные комитеты парламента смогут решать вопросы законодательных инициатив в сфере креативной индустрии. «Губернаторы очень заинтересованы в этом, — рассказала она. — Так, Псковская область представила на форуме большой креативный проект развития сельских территорий. Для Карелии, Татарстана, целого ряда других субъектов это тоже актуально».
Между тем, как заметила заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина, еще три года назад тема креативной индустрии особо не понималась. Сейчас, подтвердила она, это стало привлекательным не только для крупных городов, но и для регионов. «С помощью креативных проектов мы сможем удерживать в регионах талантливую молодежь, вовлекая ее в развитие экономики. Своим креативным опытом на форуме поделилась не только Москва. Удачные региональные проекты масштабируются по всей стране», — отметила Елена Дружинина, добавив, что министерство ведет планомерную поддержку креативных ребят с периферии.
В последнее время чрезвычайно важным аспектом стала охрана интеллектуальных прав. Как подчеркнул председатель комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Кричевский, в этом плане со стороны государства наблюдается тренд на сохранение стабильности, и ряд мер уже приняты, в том числе — решение вопросов с платежами зарубежным правообладателям.
Но есть ряд направлений, по которым работа еще только ведется, и бизнес очень ждет решений по этим вопросам. Прежде всего, это касается злоупотребления правами со стороны недружественных правообладателей, закрытия доступа к контенту. Серьезная проблема — невозможность до сих пор легально пользоваться так называемыми сиротскими (или орфанными) произведениями, автор которых неизвестен. «Идет активное обсуждение, поднимается вопрос и принудительных лицензий, и внедрения в законодательство норм о профанных произведениях», — проинформировал Андрей Кричевский. Не менее важный аспект — упрощение защиты прав на контент в цифровой сети, снижение издержек. Совместно с Минпромторгом ведется работа по упрощению защиты прав на материальных носителях – это касается моды, архитектуры, книгоиздательства, дизайна и других отраслей.
Эксперт обратил также внимание на необходимость повышения ценности интеллектуальной собственности как актива. С этой целью, в частности, разрабатываются предложения по налоговому стимулированию. «Работы очень много. Сейчас время действовать, и мы уверены, что государство поддержит креативный бизнес», — не сомневается представитель Российского союза промышленников и предпринимателей.
Поскольку креативная индустрия представляет собой широкий круг отраслей, действующих по линиям различных ведомств, Министерство культуры и Министерство экономического развития недавно заявили о создании единого проектного офиса. В его функции будет входить разработка механизмов привлечения в индустрию внебюджетного финансирования.