Мотели все ближе

Петербургские власти в очередной раз озаботились проблемой гостиниц: в ближайшие дни Смольный планирует объявить конкурс на обустройство сети мотелей на въездах в город. Строительство гостиниц для автомобилистов не должно занять много времени. Как уверяют в администрации города, желающие инвестировать средства в мотельный бизнес уже нашлись.
— У нас подобраны пять земельных участков для строительства кемпингов и мотелей, — сообщил «Известиям» председатель городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. — Они расположены у основных въездных автомагистралей в Петербург — на севере и юге города. Интерес у инвесторов, как российских, так и иностранных, к строительству мотелей есть.
Конкурсные условия еще формируются, но по наметкам выходит, что землю в аренду будут давать аж на 15 лет, и многое будет зависеть от того, какой проект предложит инвестор. В Европе мотели и кемпинги делятся на несколько классов — от палаточных городков (что вряд ли подойдет для нашего климата), до коттеджных анклавов и даже SPA-отелей с автостоянками на пару сотен мест.
Сама по себе программа по строительству мотелей, рожденная в Смольном, интересна уже и тем, что прежде власти развитием этой сферы практически не занимались. В 2010 году вопросом пригородных гостиниц озаботилась было Валентина Матвиенко, но дальше определения стратегических задач и строительства радужных планов дело не пошло. Что несколько странно для города, позиционирующего себя как туристическая столица страны и к тому же имеющего прямые логистические связи с европейскими государствами. Тем более что и российский турист все чаще отправляется в путешествие на собственном авто.
Впрочем, кое-какие начатки мотельного бизнеса в Петербурге все-таки есть — взять тот же комплекс в «Ольгино». Имеющийся опыт трудно назвать положительным, но в качестве отрицательного примера его вполне можно изучать.
Для начала немного истории: гордое иностранное слово «мотель» появилось в названии гостиницы в Ольгино еще в 70-е годы прошлого века. Расположенный в 20 км от центра города комплекс был построен, как тогда утверждали, «по типовому проекту комфортного мотеля». Худо-бедно «мотель советского разлива» просуществовал три десятка лет. До того самого момента, когда в 2005 году Валентина Матвиенко объявила программу «пять на пять» — за 5 лет добиться ежегодного 5-миллионного туристического потока в Петербург. Тогда стала пересматриваться городская гостиничная инфраструктура, в отрасль начали вливать частный капитал. И на этой волне первый ленинградский, тогда уже петербургский, мотель купил петербургский банкир Алексей Уcтаев.
Однако заниматься рутинной работой по управлению гостиницей — дело не царское, то есть не банкирское. А потому для управления мотелем финансист подобрал управляющего — Геннадия Приходько. Не смутил работодателя даже странный для гостиничного бизнеса диплом генерального менеджера, выданный НОУ «Академия Управления Медицины и права им. Святослава Федорова». Так что вскоре Приходько приступил к исполнению своих топ-менеджерских обязанностей, а банкир-владелец стал ждать дивидендов от вложенных средств.
Но пока приходилось только тратиться. Для начала изрядно запущенный к тому времени мотель почистили от плесени и немного подкрасили. Затем расширили ресторан и сауну, открыли несколько конференц-залов. А главное, сменили вывеску: мотель распрощался со своим «темным автомобильным прошлым» и стал называться «Отель «Ольгино». Что было даже актуально: под программу привлечения туристов посредством развития сети мотелей и кемпингов комплекс в Ольгино явно не подходил, и в первую очередь из-за своей непрезентабельности.
Геннадия Приходько такие мелочи, впрочем, не смущали. Проведя косметический ремонт, генеральный менеджер решил несколько сместить бизнес-акценты вверенного ему предприятия. Основные суммы — за прием делегаций, проведение конференций, обслуживание гостей — теперь переводились в ООО «Гриф», руководила которым его жена Надежда Приходько. Ее имя и сейчас можно найти в справочнике исполнительных органов государственной власти в Санкт-Петербурге, где Приходько обозначена как заместитель директора подведомственного Смольному предприятия СПб ГУ «Управление гостиничного хозяйства при администрации губернатора Санкт-Петербурга». Насколько правомерно одно­временное руководство частным бизнесом и управление подведомственным администрации города учреждением — вопрос для юристов. Но назначение для «Грифа» оказалось выгодным: в отель зачастили официальные делегации. При этом селились они по соседству с гастарбайтерами. Рабочих с ближайшей стройки обнаружили в «Ольгино» инспекторы УФМС в ходе недавней проверки, проведенной по заявлению местных жителей.
Что же касается прибыли, поживился на отельном бизнесе в Ольгино не только «Гриф». Часть доходов шла в фирмы «Гермес-тур», «Артишок» и даже оффшорную кипрскую компанию Andolia Investments Ltd, к которой господин Приходько имеет непосредственное отношение. Дождался ли дивидендов непосредственно владелец отеля, вопрос, как говорится, риторический. Но схема, куда может завести городскую мотельную программу сугубо частная инициатива отдельных управляющих, прослеживается четко. Тем более что никакой защиты от оффшорных экспериментов и коррупционных соглашений в разработанной Смольным документации пока не предусмотрено.

Виктор Громов,
«Известия», 08.04.2012

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Сроки реализации программы создания кемпингов вокруг Петербурга переносились неоднократно. Так, городское Правительство собиралось до конца 2010 г. сформировать условия торгов, а также адресный перечень участков, которые будут предоставлены бизнесменам в аренду на 10-15 лет, а реализация проекта предполагалась в 2011 году. Затем, как писали НМБ, развитие сети кемпингов стало частью принятой на заседании городского Правительства 07.06.2011 Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011—2016 годы. По словам Алексея Чичканова, председателя городского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, конкурс для инвесторов по организации кемпингов в пригородах должен был пройти в Санкт-Петербурге в первом квартале 2012 года.
Напомним, что кемпинги являются одной из малых форм размещения в гостевом бизнесе, однако отдельно в законе их особенности не прописаны. Термины, устанавливающие различия между разновидностями малых мест размещения (мини-отели, меблированные комнаты, кемпинги, сельские дома-гостиницы и другие формы) предполагает проект, подготовленный НП «Ассоциация малых гостиниц». Первоначально он разрабатывался как проект городского закона, однако выяснилось, что его внедрение невозможно без внесения дополнений в федеральное законодательство.