гипермаркет

Эксперт: Ослабление могущества торговых сетей можно только приветствовать

«Новости малого бизнеса» предлагают поговорить о будущем торгового бизнеса. Некоторые предрекают грядущую смерть торговых сетей-гигантов, так как они якобы не успевают за изменяющейся ситуацией и поэтому теряют трафик и доходы. В качестве примера приводят «Ленту», у которой за первое полугодие 2021-го чистая прибыль упала почти вдвое – на 43%.

Считается, что по причине изменения структуры розничного рынка те, кто победнее, уйдут в дешевые магазины-склады, в которых не только нет кафе и свежей выпечки, но даже товары по полкам не раскладывают. Более обеспеченные окончательно перейдут на доставку.
О том, как стоит относиться к такой перспективе и насколько она реальна, а если это произойдет, то какие последствия повлечет для малого бизнеса «Новости малого бизнеса» спросили у председателя совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова. А также поинтересовались его мнением о том, что сокращение числа крупных магазинов неизбежно приведет к увольнению персонала – готов ли, в таком случае малый бизнес его принять. Выживут ли при этом маленькие магазины и каково их место в такой модели рынка?
«Торговые сети - зло. Первыми это поняли в США, когда появилась Wal-Mart: отчаянно демпингуя, она моментально разоряла местных торговцев, те уже не могли принести свои деньги в другие отрасли и сеть, многократно окупив свой торговый ангар, ползла дальше, оставляя за собой выпотрошенные скорлупки американских городков, – рассказал собеседник агентства. — Европа быстро поняла прелести «цивилизованной торговли» и стала работать с сетями как с особо опасными объектами, введя многочисленные запреты и ограничения на размещение, время работы, долю рынка и прочее».
Но у России, как известно, свой путь, и мы, по словам Алексея Третьякова, отринув мировой опыт, превратили торговые сети в зло абсолютное. Только у нас сети получили немыслимые в цивилизованном мире права и привилегии при почти полном отсутствии ограничений, только у нас им даровали монополию, целенаправленно ради этого уничтожив малый торговый бизнес. «Монополия позволила сетям путем установления фантастических наценок потрошить карманы граждан, а монопсония (монополия покупателя) — поставить на колени отечественных производителей, – считает эксперт. — Многочисленные бонусы — «за вход», за определенное место на полке, принудительные отсрочки платежей, перекладывание на поставщиков и производителей расходов на логистику — ограничены лишь фантазией сетевиков. В результате, чтобы не разориться, производители постоянно вынуждены снижать себестоимость за счет снижения качества. Фермеры же вообще оказались на обочине: из-за своих масштабов сетям они принципиально неинтересны, а альтернативный канал сбыта — мелкая розница —практически ликвидирован».
Что касается аргумента о важности сетей для бюджета, то, как утверждает Алексей Третьяков, он тоже весьма сомнителен — и не только потому, что избавившиеся от сетевого ига отечественные производители и малый бизнес могли бы дать и больше. «Лукаво именуемые «федеральными» торговые сети на самом деле являются транснациональными: так, концерн Х5 («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») зарегистрирован в Нидерландах, головная фирма «Ленты» — на Британских Виргинских островах, «О’Кей» — в Люксембурге и так далее. И куда идет львиная доля налогов и прибыли — догадаться нетрудно», — заявляет эксперт.
По его мнению, любое ослабление могущества торговых сетей можно только приветствовать: высвобожденную долю рынка в состоянии моментально занять малый бизнес, вздохнут отечественные производители, восстановится конкурентная среда, снизятся розничные цены. О судьбе работников гипермаркетов тоже можно не беспокоиться: граждане будут востребованы мелкой розницей, а иностранцы либо найдут себя в других отраслях, либо вернутся на родину.
«Но писать оперу «Гибель сетей» пока все-таки рановато — отметил собеседник портала. — Во-первых, как известно, «все есть яд и все есть лекарство, вопрос лишь в мере» — и сети в разумном количестве и при надлежащих ограничениях тоже могут быть полезны. Во-вторых, далеко не все готовы перейти на интернет-питание — и продовольственной торговле в ближайшем будущем ничего не грозит. И, главное, в-третьих: мы живем в системе, которую можно охарактеризовать как «олигархическая власть плюс сетевизация всей страны».
Алексей Третьяков также утверждает, что сетевое лобби в России очень мощное, и власть сделает все не только для спасения сетевых гигантов, но и для сохранения их сверхприбылей. Как именно — скоро увидим.