Ивашнева

Юрист: «Это всего лишь дублирование существующих норм»

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов предложил президенту России ввести административную ответственность для должностных лиц, нарушающих новый закон о госконтроле. Планируется, что этот шаг позволит снизить административное давление на бизнес.

Как рассказала «Новостям малого бизнеса» партнёр юридической фирмы 2b law office Мария Ивашнёва, действующим законодательством уже предусмотрены нормы об ответственности должностных лиц при осуществлении ими контрольных функций. По ее словам, это, прежде всего, статья 19.6.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. И это только общие нормы. Так, например, получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса) является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.
Однако эксперт отмечает, что санкции по этим статьям настолько малы (по сравнению, например, с теми санкциями, которые накладываются на бизнес), а законы, регулирующие госконтроль, настолько ограничены по сферам действия, что нельзя говорить хоть о какой связи между ответственностью проверяющих и снижением административного давления на бизнес.
«Новый закон имеет обширный перечень изъятий и исключений, причём именно в тех сферах, где бизнес подвергнут наиболее жёстким санкциям. Это налоговый, валютный и таможенный контроль, контроль со стороны антимонопольного органа и многие другие. В этой части уже есть отрицательная для бизнеса судебная практика. Так, когда налогоплательщик пытался оспорить незаконность проведения налоговой проверки со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, в котором установлены правила формирования планов проверок, то в удовлетворении требований ему было отказано на том основании, что мероприятия налогового контроля не подпадают под действие нового закона. А если учесть, что при проведении многих контрольных мероприятий контроля также не применимы нормы закона о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей (перечень изъятий в статье 1 закона), то практическая ценность для бизнеса сводится к нулю», — отмечает Мария Ивашнева.
По мнению эксперта, все, что сделал новый закон – это снизил нагрузку на суды в части обжалования незаконных действий госорганов, поскольку ввел обязательный досудебный порядок обжалования для 59 видов контроля, включая проверки Роструда, Роскомнадзора, Роспотребнадзора и другие. А вот действенным механизмом, по мнению Марии Ивашневой, может стать отмена действующих норм и налаживание механизма работы тех, что уже существуют.
«Предприниматели действительно вздохнут свободнее, если мероприятия госконтроля не будут блокировать те функции бизнеса, без которых он не может существовать и развиваться. А это, прежде всего, финансовые ресурсы и свободное передвижение товарно-денежных потоков. Пока будут идти массовые блокировки счетов, приостановления движения средств по расчетным счетам и аресты на оборотные средства, никакие инициативы не будут иметь практической пользы», — считает Мария Ивашнева.
В целом, по ее мнению, даже, если будет введена какая-то дополнительная ответственность для должностных лиц госорганов, то это будет не более чем дублированием норм, и уж точно не станет сколько-нибудь значимым фактором снижения административного давления на бизнес.