общепит

Эксперт: Фундаментальная причина — продолжающаяся девальвация рубля

Последствия повышения цен на продукты питания для предприятий общепита комментирует Алексей Третьяков.

Рост цен на продукты, как закупочных, так и розничных, привел к новым трудностям в сфере малого бизнеса, в частности, в общепите. А главное, мартовский скачок, очевидно, не последний, так как становится ясно, что ритейлеры ожидают очередного повышения в апреле.
Эксперт «Новостей малого бизнеса» Алексей Третьяков, председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, на вопрос — станет ли повышение цен на продукты серьезным ударом по и так пострадавшей за время пандемии коронавируса отрасли? — уверенно ответил: станет. «И поскольку неизбежен рост цен и во всех других отраслях и областях — от бензина до услуг ЖКХ, — удар этот будет сильным, — прогнозирует Третьяков. — Фундаментальная причина — продолжающаяся девальвация рубля. Во-первых, несмотря на множество победных реляций, реального импортозамещения не произошло: если импорт конечных продуктов несколько снизился, то все равно сложно найти товар, где не использовались бы импортные составляющие — технологии, оборудование, сырье, расходные материалы и прочее».
Во-вторых, по его мнению, в отличие от цивилизованных стран, основная доля российской экономики приходится на транснациональные корпорации, их владельцы живут в валютном мире и совершенно не собираются ограничивать свои аппетиты из-за проблем национальной валюты. Алексей Третьяков считает, что теоретически подорожание услуг общепита можно было бы рассчитать, зная долю продуктов в составе себестоимости и рост цен на них. И тогда чисто математически ясно, что наименьшим он должен быть в дорогих заведениях. «Но неизбежно будут дорожать и другие составляющие — от логистики до содержания помещений. К тому же мы не знаем, какие еще подарки нам подготовила власть в виде новых и увеличения старых налогов, возможных коронавирусных ограничений, – утверждает эксперт. — В итоге при такой неопределенности рассчитать рост цен невозможно. Очевидно лишь, что расстояние между точкой безубыточности и готовностью нищающего населения платить опять сократится».
По словам Алексея Третьякова, поскольку падающие доходы заставляют людей менять потребительские предпочтения, переходя в более низкие ценовые категории, у средних и дешевых заведений вроде бы есть бонус от ожидаемого прихода клиентов, которые вчера об «этих забегаловках» и слышать не хотели. «Но и тут не все просто: традиция питания вне дома у нас распространена совсем не так, как в западных странах, и в целях экономии семейного бюджета пойдет под сокращение одной из первых. Если же учесть очередную законодательную инициативу госпожи Хованской, уже уничтожившей хостелы, ставящую под вопрос само существование коммерческих заведений во встроенных помещениях жилых домов (а общепит в основном расположен именно там), «светлое будущее» отрасли вообще тонет в непроглядном тумане. Единственное, в чем появляется уверенность — так это в завтрашнем дне: такой завтрашний день нам точно не нужен», — заключил эксперт.