Есть вуз, есть студент, но нет системы

Молодежь хочет спасти мир от голода и развивать социальное предпринимательство.

Стартапы именно подобных направлений интересуют сегодняшних студентов. Об этом рассказала учащаяся ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО» Ольга Кокорина на сессии Форума МСП «Молодежное предпринимательство в вузах: опора на бизнес-объединения». Она состоялась в рамках ПМЭФ 2021.

При этом сами студенты говорят, что им не хватает специализированных программ и менторов для развития собственных бизнесов во время учебы в вузах. Школярам вторит и статистика. Только 3% стартапов, задуманных в вузах, становятся реальными. В Европе их на порядок выше.

Плюс начинающие предприниматели уверены: главное – сразу пробовать бизнес-идею на зуб, смотреть, как она пойдет. То есть прототип надо попробовать продать, а услугу внедрять. Но для этого нужны площадки.

Бизнес-гугл

Председатель правления Ассоциации институтов развития предпринимательства «Мой бизнес» Артур Юсупов уверяет, что Минэкономразвития имеет полезную во всех отношениях площадку, подразумевая сеть одноименных центров. Отсюда и предложение – создать интегрированные проекты по организации стартап-студий в рамках этих центров.

«Мой бизнес», как известно, детище Минэкономразвития, открытое во всех регионах России. Однако при этом до сих пор предприниматели не знают, куда им идти, понимают, что вариантов поддержки много, а с чего начинать, не знают.

По мнению Юсупова, именно центры «Мой бизнес» выполняют роль некой поисковой системы для предпринимателей, эдакого бизнес-гугла или яндекса. С таким утверждением можно было бы поспорить, но вряд ли это изменит позицию спикера.

Вуз, вуз, откройся!

Участники конференции признали, что нуждаются в единой системе работы по развитию молодежного бизнеса, в коллаборациях на разных уровнях.

Заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Олеся Тетерина отметила, что согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства, за последние три года в нашей стране вовлеченность молодежи 18-24 лет в бизнес увеличилась в два раза. И Минэкономразвития готов предоставлять возможность апробирования бизнес-идей молодыми предпринимателями на своей площадке. Она пояснила, что вузы – это партнеры, которые могут показать все возможности государства для реализации юных талантов в бизнесе. При этом очень важно не быть оторванными от бизнес-сообществ, так как они владеют ситуацией на местах.

Поэтому хотя программы менторства и существуют, но их нужно развивать и делиться наработанным опытом со всеми вузами. Однако сфера образования пока остается недостаточно открытой, подчеркнула Олеся Тетерина, нельзя невозможно прийти с улицы и сказать: у нас есть активные предприниматели, которые готовы с вами сотрудничать. Вот и выходит, что если со стороны вуза нет инициативы и желания, эффекта никакого не будет.

Обсуждая возможности вовлечения системы высшего образования в орбиту предпринимательства в общем и организацию в университетах экосистемы развития предпринимательства в частности, а также акселерацию бизнес-идей студентов и преподавателей совместно с предпринимательским сообществом, участники сделали однозначный вывод: лишь комплексный подход позволит в течение 3–5 лет подготовить основу для экономического рывка, создаст условия для появления предпринимателей новой формации.

Фактор неуспеха

По статистике, 40 млн человек населения России – это дети и молодежь. Заместитель начальника управления молодежных проектов и программ Федерального агентства по делам молодежи Татьяна Селиверстова выделила главные факторы неуспеха развития предпринимательства на территории вузов.

Ими, по ее мнению, стали закрытость вузов, их нежелание привлекать будущих заказчиков на потенциальные продукты стартапов своих студентов и отсутствие института наставничества, приводящее к отрыву обучающейся молодежи от предпринимателей.

Селиверстова отметила, что, разумеется, есть исключения. Но они, по старинке, подчеркивают правило.

Гражданственный интеллект

Татьяна Селиверстова рассказала, что в этом году был запущен уникальный проект – всероссийский студенческий конкурс «Твой ход». В его рамках можно пройти тестирование на так называемый гражданственный интеллект (термин введен факультетом психологии МГУ).

Тест доступен всем, кто зарегистрируется на платформе конкурса. Он определяет основные направления деятельности, в которых исследуемый сможет применить свои основные компетенции, психологический склад характера, и в том числе склонность к предпринимательству. В системе есть 12 показателей. По итогам студент видит свои сильные и слабые стороны и предрасположенности.

На данный момент в системе более 400 тыс. студентов. По результатам их тестов выяснилось, что более 70% участников хотят преобразовывать мир вокруг себя, то есть обладают повышенным гражданственным интеллектом. А 50% студентов имеют склонность к предпринимательству.

С точки зрения этого, участие молодежи в бизнес-процессах недооценено, замечает Селиверстова. Поэтому необходимо создавать единую экосистему, когда вокруг студента встраивается некая система работы: вуз, бизнес-сообщество и индивидуальный наставник или заинтересованная в его работе компания. Нужно создавать коллаборации межведомственного взаимодействия на уровне региона и передавать часть полномочий по вовлечению молодежи в предпринимательство бизнес-сообществу, которое на это ориентировано.

Также Росмолодежь активно развивает международное молодежное предпринимательство и ориентируется на студентов как на наиболее мобильную группу со свежими идеями и новым видением. Сейчас в России 34% безработных – это молодые люди до 29 лет. Поэтому стране нужны единые стандарты обучения и сквозные кейсы, сотрудничество по технологиям обучения и его содержанию.

Для самых маленьких

Интересный пример в этом отношении может дать Азербайджан. Председатель правления Агентства развития малого и среднего бизнеса Азербайджанской Республики Орхан Мамедов рассказал, что помимо развития экосистемы молодежного предпринимательства, там пошли еще дальше.

В качестве эксперимента поддержали предпринимателей, которые открыли школу «Мини босс» для детей от 6 до 14 лет. Это британская образовательная франшиза, заинтересованные детишки после общеобразовательной школы идут постигать азы предпринимательства.

Результат такого эксперимента придется еще ждать и ждать, но ведь все мы, в конце концов, родом из детства.

Екатерина КЛИМИНА