Амортизатор для политиков: российско-американские отношения выправит бизнес

Раньше мы ваши боинги сбивали над нашей территорией, а теперь сами на них летаем: во время бизнес-диалога «Россия – Северная Америка» участники ПМЭФ вспомнили времена холодной войны.

А все потому, что мнения бизнесменов разделились. Одни утверждали, что у стран нет прямой экономической взаимозависимости, поэтому отношения были и будут непростыми, вторые же приводили в пример МКС (кстати, скульптуры Гагарина установлены в Национальном музее воздухоплавания и аэронавтики в Вашингтоне, а также в Кливленде, Колорадо-Спрингс, Нью-Йорке, Хьюстоне и Чикаго), совместные многомиллиардные проекты и в целом достижения торговых палат двух стран. Предварительно за 2021 год 160 американских компаний инвестировали 96 млрд долларов в нашу экономику. Лидером стал энергетический сектор, сообщил Алексис Родзянко, президент Американской торговой палаты в России.

По данным из открытых источников, в 2020 году первое место по инвестициям в российскую экономику заняла Германия, второе место разделили между собой Китай и США, это показало ежегодное исследование международной компании EY «Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2020 год», подготовленное к Петербургскому международному экономическому форуму. Родзянко также выразил надежду, что лидеры двух стран решат вопрос работы посольств и выдачи виз.

Твердо стоять – не главное

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в интервью корреспонденту «Новостей малого бизнеса» заявил, что стабильно плохие международные отношения невыгодны бизнесу. И вообще, про стабильность любит говорить государство, а бизнес все время говорит про развитие, для него важнее движение вперед, а не стояние на месте, даже очень твердое. Более того, бизнес становится всегда первым заложником политических проблем, и от всех конфликтов, экономических войн, барьеров, санкций, страдает прежде всего предприниматель.

«Мы считаем, что, конечно, сегодня нужен больший диалог, и участие бизнеса в диалоге между странами, диалог бизнеса разных стран. Мне кажется, в этом движении надо сегодня наметить такие шаги к тому, чтобы бизнес взял на себя большую инициативу по выстраиванию открытых и стабильно хороших развивающихся отношений», – заметил Титов.

Во время выступления на сессии ПМЭФ он заверил участников, что для бизнеса отношения с западными партнерами являются очень важными. Это необходимое условие развития российской юрисдикции: чем более мы открыты, тем мы эффективнее. И роль бизнеса выше, чем та, какую он сегодня играет с точки зрения происходящих мировых негативных процессов. «Мне бы хотелось призвать бизнес проявлять большую активность влиять улучшение политических отношений между Россией и Америкой», – резюмировал бизнес-омбудсмен.

Точки соприкосновения

Россия и Америка совместно могут сыграть ключевую роль в создании топливного баланса, разрабатывая новые технологии для обеспечения перехода к разнообразным видам энергии, так считает Лоренцо Симонелли, главный исполнительный директор Baker Hughes Company. Ведь только углеводородами невозможно обеспечить мировые потребности в энергетике.

Поддерживает мнение о необходимости такого союза и Захар Смушкин, председатель совета директоров, АО «Группа «Илим». Он убежден, что важно не превратиться в бабушек, сидящих у дома, вспоминающих прошлое и провожающих взглядом жильцов. У предпринимателей много вызовов и их потенциал еще будет востребован, уверен Смушкин.

Дэниел Расселл, генеральный директор Американо-Российского делового совета (АРДС), подчеркивает: необходимо остановить эскалацию, которую проталкивают дипломаты и перекрывают возможность предпринимателям обмениваться бизнес-визитами. «Мы хотим развивать сотрудничество именно между бизнес-сообществами двух стран. Это может быть энергетический переход, зеленая экономика, другие виды энергетики», – отмечает он.

Я жду шага от России

В области двусторонних экономических связей отношения просматриваются с трудом, считает Андрей Бугров, старший вице-президент по устойчивому развитию ПАО «ГМК «Норильский никель». Стороны в этом не заинтересованы, поскольку самодостаточны с точки зрения ресурсообеспечения, развитости экономик. Но как страны, ответственные за стратегическое положение дел в мире, могли бы сосредоточить усилия на сотрудничестве в области глобальных проблем, формировать новую повестку.

Немаловажно отказаться от национального эгоизма и обеспечить, например, мир вакцинами от коронавируса. Существует прекрасная возможность объединить усилия в области космических исследований, а также в оценке последствий глобального изменения климата. Или заняться совместными научными исследованиями управляемой термоядерной реакции и поиска новых источников энергии. Именно поиск в решении глобальных проблем укрепляем доверие.

«Источником вдохновения и надежды для меня всегда был пример из истории», – уточнил Бугров. В разгар холодной войны в 1963 году президент Кеннеди предложил совместно разработать миссии полета на Луну. Это показало всему миру, что существуют ценности более высокого порядка, например, ответственность за глобальную безопасность и мирное развитие, нежели сиюминутные геополитические конфликты.

«Теперь по прошествии 60 лет я жду от руководства России, что оно предложит позитивную программу совместных действий в интересах всех жителей планеты, – подчеркнул Андрей Бугров. – Тем самым мы подтвердим свою приверженность ответственности за глобальную безопасность и миролюбивый характер нашей внешней политики». Ведь для развития бизнеса первостепенным является отсутствие границ, политических и экономических.

Канада не против

Вслед за Америкой наращивает инвестиции и Канада. Наиболее приоритетное направление – это горнодобывающая промышленность, а также сфера развлечений (речь об Imax).

Россия – достаточно сложное место для ведения бизнеса, но тут можно заработать хорошие деньги, здесь есть потенциал для обеих сторон, сказал в своем выступлении Натан Хант, председатель московского правления Канадской деловой ассоциации в России и Евразии (CERBA). Главное, чтобы голос бизнеса был отделен от политики, потому что именно предприниматели, а не правительства могут улучшить атмосферу взаимного сотрудничества.

Но бизнесу для этого требуется выработать решения, как и где вместе зарабатывать. Например, в аэрокосмической отрасли, информационных технологиях, в добыче полезных ископаемых. И Канада собирается возглавить это движение, с оптимизмом завершил речь Хант.

А Сергей Кравченко, президент Boeing Russia/CIS, добавил, что в самолетостроении Америки и Канады используется более 40 процентов российского титана. И раз уж в политике сегодня штормит, то бизнес должен стать амортизатором. «Если у лидеров наших стран нет времени обсуждать бизнес, так может, мы сами будем это делать?» – красноречиво предложил Кравченко.

Екатерина КЛИМИНА