Помощь несопоставима с размерами катастрофы

Не исключено, что уже завтра, 6 мая, Владимир Путин сообщит, что ограничительные меры для бизнеса уходят в прошлое. А каким видится это «возвращение в будущее» президенту Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роману Пастухову?

План поэтапного выхода из кризиса разрабатывается не только на уровне российского правительства, свои коррективы в правила игры, по которым предстоит до конца 2020 года жить бизнесу, формируют в каждом регионе. Например, в Смольном уже существует собственное и довольно неоднозначное видение, как двигать городскую экономику дальше.

Естественно, что предприниматели имеют свой взгляд и понимание, каким образом выбираться из трясины. «Новости малого бизнеса» спросили об этом Романа Пастухова как лидера одного из наиболее массовых общественных объединений, выражающих интересы субъектов МСП.

– Роман Константинович, как вы считаете, когда, примерно, начнется тот самый поэтапный выход из кризиса, вызванного пандемией, если рекомендации должны поступить в регионы 6 мая?

– Думаю, что поэтапный «выход» начнется в Санкт-Петербурге уже с 12 мая. Однако нельзя ожидать восстановления экономики в прежнем формате ни в мае, ни в течение лета, да и вообще никогда. Некоторые виды малого бизнеса исчезнут совсем. Другим на восстановление понадобится много времени и сил.

– Какая реальная помощь потребуется малому бизнесу на этапе предстоящей перезагрузки?

– Как обычно – дешевые деньги и площади с недорогой арендой. Но главная помощь в настоящий момент – это разрешение вернуться к работе (разумеется, при условии соблюдения мер безопасности). Будет хорошо, если государству все-таки удастся оказать уже продекларированную помощь по видам деятельности. Имеющих на нее право предпринимателей это, возможно, спасет.

– Изменится ли отношение к бизнесу со стороны граждан?

– Отношение к предпринимателям уже изменилось и продолжает изменяться с ухудшением ситуации. Некоторая часть людей сочувствует потерям и крушению бизнеса, но большинство негодуют и обвиняют бизнесменов в спасении собственных шкур или капиталов, а не своих работников.

К сожалению, немногие знают, что большинство российских предпринимателей, как и большинство остальных россиян, живут от «зарплаты» до «зарплаты», не имеют «подушки безопасности» и сверхкапиталов, на которые можно было бы содержать хотя бы несколько работников в отсутствие работы.

– В таком случае, готовы ли чиновники эффективно решать системные проблемы бизнеса и поэтапно выводить его из тени?

– Хотелось бы на это надеяться...

Понятие «чиновники» очень обширно, некоторые понимают и даже хотят решать системные проблемы бизнеса, но большинство, как известно, исполняют функции, определенные их должностным регламентом, не более того.

– Смогут ли предприниматели обойтись без государственной помощи, которую до сих пор не получили?

– Как я уже говорил выше, далеко не все, некоторые потеряют свой бизнес. Большинство предпринимателей, судя по неторопливой «раскачке» власти, либо не получат помощи совсем, либо получат ее поздно и в размерах, несопоставимых с масштабами собственной катастрофы.

Соответственно, будут обходиться своими силами, с неизвестным результатом. Думаю, что статистику мы увидим осенью 2020 года.

– Президент России предложил разработать специальный пакет мер поддержки бизнеса на период выхода из режима самоизоляции. Какие меры в него могут попасть и кого они коснутся?

– Трудно предполагать. Те, кто готовят эти меры, не всегда реально оценивают обстановку и понимают, что нужно бизнесу. К тому же, экономический кризис не даст возможность совершить большие финансовые вливания, а все, как всегда, упирается в деньги.

– Сохранится ли принцип проведения онлайн конференций и совещаний? И на какой период?

– Сохранится и, думаем, навсегда. Это – современный метод коммуникаций. Формат онлайн-конференций и онлайн-совещаний показал себя эффективным и полезным способом общения, экономящим время и силы. Безусловно, отказываться от такого формата не имеет смысла и многие уже не станут этого делать.

Беседовала Лилиана ГЛАЗОВА