Платформы без статуса

А вот петербургские предприниматели недавно придумали настольные кондиционеры Evapolar, которые создают персональный климат на рабочем месте. Команда прошла путь от идеи до продукта за полгода и за месяц собрала 286 тысяч долларов на краудфандинговой платформе Indiegogo для старта промышленного производства.

Интересно, что некоторые до сих пор считают «народное финансирование» почти попрошайничеством. Правда, их оппоненты видят за ним чуть ли не будущего конкурента банковской системы.

Как стоит относиться сегодня к краудфандингу и почему он не спешит приходить в нашу страну, «Новостям малого бизнеса» рассказала декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, петербургский экономист, Елена Рогова.

– Елена Моисеевна, насколько быстро развивается краудфандинг сегодня в мире?
– Поскольку краудфандинг имеет в основе то же происхождение, что и венчурный капитал (ориентирован на предпринимательскую активность и рост), неудивительно, что наибольшее развитие этот вид финансирования предпринимательства получил именно в США, где было специально адаптировано законодательство о финансовых рынках и ценных бумагах. Из европейских стран – в Великобритании. Ведь та система права близка к американской. Сегодня на долю США приходится около 50% рынка краудфандинга в мире.
Явление развивается достаточно быстро, и рынок достигает, по разным оценкам, от полумиллиарда до 800 миллионов долларов. Такая известная краудфандинговая платформа, как Kickstarter, с момента основания, в 2009 году, собрала больше 2,2 млрд долларов на финансирование 99 тысяч проектов.

– Как современные экономисты относятся к краудфандингу – верят в него или воспринимают скорее как временное явление?
– Совместный сбор средств на развитие разных проектов – явление не сегодняшнего дня. Но о краудфандинге как отдельном типе инвестирования экономисты заговорили относительно недавно. С моей точки зрения, эта индустрия соответствует экономическим реалиям нашего времени, с его вниманием к кастомизации, удовлетворению индивидуализированных потребностей, развитием микрофинансирования как новой возможности для инвесторов, с одной стороны, и развитием интернет-технологий, с другой. Я думаю, в ближайшие годы краудфандинг будет весьма серьезным инструментом для финансирования стартапов, причем не обязательно имеющих коммерческую направленность. В этом смысле это некоторая замена венчурным инвестициям, особенно на ранних стадиях. Придет время, краудфандинг сменят другие инструменты, но сегодня я бы относилась к нему весьма серьезно.

– В чем главные преимущества краудфандинга по сравнению с другими способами финансирования бизнеса? Эта система, вообще, конкурент банкам?
– Основное преимущество – простота сбора средств и относительно низкие риски для инвесторов, в силу меньших объемов индивидуальных вложений. Хотя сам проект может не оправдать надежд ни инициатора, ни инвестора, последний сам определяет, сколько денег ему вложить так, чтобы не рисковать слишком многим.

С другой стороны, доходность может оказаться очень высокой, хотя достаточно много проектов, как я уже отмечала, не имеет коммерческой направленности. С этой точки зрения инициатору проекта легче – он не должен строго обосновывать преимущества своей идеи, писать бизнес-план, предоставлять залог.

Я не считаю, что краудфандинг может конкурировать с банками, это разные инструменты финансирования, и они выполняют разные функции. Банки кредитуют, то есть предоставляют средства на условиях срочности, возвратности и платности.

Соответственно, кредитное учреждение либо рассчитывает на успех проекта, доходность, либо на обеспечение, которое будет передано в его пользу в случае, если заемщик не сможет вернуть средства. Краудфандинговые платформы, даже коммерческие, берут определенную плату за свои услуги, но сами инвесторы, по большому счету, не рассчитывают на то, что деньги им будут возвращены через определенный срок с процентами. Это, скорее, прямые инвестиции, ожидания, что проект может «выстрелить» и принести деньги инвесторам, во много раз превышающие начальные вложения. В этом плане краудфандинг скорее конкурент венчурным, бизнес-ангельским инвестициям.

– Если принципиальные различия между краудфандингом и краудинвестингом?

– Да, есть. Краудфандинг может осуществляться на безвозмездной основе, в том числе по проектам, не несущим коммерческой окраски. Например, поклонники хотят поддержать любимую группу, или будущие читатели собирают деньги на исследования для книги, интересующей их писателя. Или деньги собирает некоторый социальный проект. В России это такие проекты как «Диссернет».

Когда мы говорим о краудинвестинге, мы подразумеваем, что участники проекта выступают как его инвесторы, внося средства в уставный капитал будущего предприятия. Впоследствии, при оформлении этого предприятия как юридического лица, они станут акционерами и получат свой доход при продаже предприятия или его выходе на рынок ценных бумаг. В большинстве стран краудинвестинговые платформы регулируются законодательством о ЦБ. На практике же зачастую эти формы смешиваются, так как разные инвесторы могут преследовать разные цели, вкладывая деньги в тот или иной проект.

– Этот инструмент только для стартапов или он полезен и существующему бизнесу? И вообще, для какого по размеру бизнеса он хорош?
– Конечно, краудфандинг, прежде всего для ранних стадий развития. Хотя могут существовать компании с невысокой доходностью или вообще некоммерческого характера, которые постоянно финансируются таким образом. Или, например, уже существующая компания может начать новое направление бизнеса инновационного характера и для этого привлечь краудфандинговые инструменты. Но все-таки существующие бизнесы имеют собственные средства, могут обращаться в банки, у них гораздо шире палитра инструментов финансирования.

Конечно, это в первую очередь инструмент для малого бизнеса, у крупного есть и другие источники финансирования. Но для каких-то новых проектов и крупный бизнес может прибегнуть к такому сбору средств. Например, продолжение книги «50 оттенков серого», очень популярной пару лет назад, было профинансировано компанией Amazon на их собственной краудфандинговой платформе. Таким образом, крупный бизнес, прежде всего, инновационной направленности, может и сам создавать краудфиндинговые инструменты для генерации новых идей и развития новых направлений. Поэтому, например, родоначальник концепции «открытых инноваций» Генри Чесбро уделил в своей последней книге, посвященной открытым бизнес-моделям, большое внимание именно этому инструменту.

– В нашей стране к краудфандингу пока складывается крайне настороженное отношение…

– Я бы не сказала, что краудфандинг у нас неуспешен. Но да, есть определенные проблемы, прежде всего, юридического характера. Краудфандинговые платформы не имеют четкого юридического статуса, они не являются финансовыми организациями, поэтому непонятно, в каком качестве они существуют, как осуществляется налогообложение доходов инвесторов и бенефициаров.

Кроме чисто юридических проблем, можно назвать относительно небольшие инвестиционные возможности россиян – в массе (а краудфандинг это все-таки финансирование проектов широкими массами) они гораздо менее платежеспособны, чем жители, например, США или Великобритании, особенно в кризисных условиях. Еще одна, характерная для нашей страны проблема – отсутствие доверия между инвесторами и бенефициарами.
Беседовал Борис КОВАРДИН, «Новости малого бизнеса»