Алексей Третьяков

Эксперт: Надо от пустых разговоров про импортозамещение переходить к полной смене парадигмы

Всем известно, что немало международных компаний заявили о частичном или полном уходе из России в связи с ситуацией на Украине. По оценке Forbes, они обеспечивали в России работой более 200 тысяч человек.

Но при этом власти говорят, что наступает время новых возможностей для российского бизнеса, якобы он неизменно придет на смену иностранному. Однако, как утверждают специалисты, не все так просто.
Например, основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров сомневается, что его сеть сможет занять место «Макдоналдса», потому что ни технологически, ни с точки зрения менеджмента и маркетинга «не умеет делать как они». По его словам, только невежды считают, что можно вот так сесть и создать за два-три месяца или за два-три года все наработанное. И, якобы, если не жадничать и не воровать, то и цены в „Теремке” будут низкие. При этом он с обидой отметил, что «Макдональдс» в свое время получил финансовую поддержку от российских властей.
На вопросы том, согласен ли наш бизнес с оптимизмом властей по поводу импортозамещения, действительно ли это время возможностей и в каких сферах мы сможем возместить импорт, отвечает наш неизменный эксперт, председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
«В принципе, оптимист и ситуацию в послевоенной Германии мог оценить как «время возможностей», ведь огромное количество уничтоженных союзниками городов означали бум в строительной и множестве связанных отраслей, — сказал он в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса». - Но вот нужны ли «возможности» такой ценой?»
Эксперт напомнил, что у нас в последнее тридцатилетие не было англо-американских ковровых бомбардировок, но были «Чубайс и его команда» с их известным «продадим нефть и газ — остальное купим». И результат, по его мнению, оказался сравним, если даже не хуже. «СССР практически все делал сам — от станков, самолетов и судов до холодильников, телевизоров и стиральных машин, не говоря уже о продовольствии, — напомнил Алексей Третьяков. — Сейчас ничего этого нет, в ходе многочисленных «оптимизаций» уничтожено не только множество предприятий, но даже целые отрасли. И быстро возродить их не получится. Хотя бы потому, что многие территории давно проданы под строительство «человейников» — как, например, произошло с нашими городскими объединениями «Светлана» (электронные компоненты) или им. В.Я. Климова (авиационные двигатели)».
Как известно, наш город на 70% снабжается по морю. «И что мы будем делать, когда крупнейшие компании, это обеспечивавшие, (вроде «Маерск») заявили о своем уходе», – спрашивает Алексей Третьяков. И с горечью отвечает: «Своего торгового флота теперь у нас нет, а зафрахтовать пароходы под другим флагом вряд ли удастся. Горячие головы говорят — мол, у нас хватает железных дорог. Действительно, многое мы получали по ним — из Финляндии, где обрабатывались грузы с крупнотоннажных океанских судов. По той простой причине, что даже в новом порте в Усть-Луге глубина фарватера не позволяет им туда заходить. Но теперь и этот путь закрыт». К тому же, по его мнению, возрастание перевозимых по железной дороге грузов требует немалых территорий для их хранения и обработки. И они у РЖД были — в районе Московского вокзала. «И что с ними сейчас? Правильно — очередные «человейники». И так, увы, во всем» — с горечью замечает он.
Что касается «Макдональдса», то наш эксперт полностью согласен с Михаилом Гончаровым. «А поскольку уже заходит речь о его «национализации» с управлением, естественно, «эффективными кремлевскими менеджерами», то сразу вспоминается история с возникновением карго-культа» — напомнил он и рассказал такую историю.
В годы Второй мировой войны американцы на необитаемых островках строили авиабазы. Потом выяснилось, что не все из них были необитаемыми, и, чтобы аборигены не путались под ногами, им подкидывали сгущенку и тушенку. Да еще транспортные самолеты нередко промахивались при сбросе грузов – и они тоже доставались местным. Война закончилась и базы свернули. Уже в 80-е на один из таких островков попали путешественники и были изумлены: на островке красовалась самая настоящая авиабаза! Аборигены объяснили: была база, были боги, была сгущенка. Не стало базы – и боги ушли, и сгущенка пропала. Значит, чтобы все вернулось, нужно воссоздать авиабазу. И они ее построили – самолеты, ангары, вышки, все очень точно. Но … из бамбука.
«Это к тому, что «эффективные кремлевские менеджеры» эффективно могут делать только четыре вещи: пилить бюджет, строить дворцы с аквадискотеками, скупать недвижимость в Лондонграде и катать на персональных самолетах своих собачек, а на  яхтах — «Рыбок». Все остальное, увы, у них получается «бамбуковое». И зачем нам такой «Макдональдс»? — саркастически замечает он.
«Поскольку большинство российских предприятий так или иначе зависит от импортных поставок, от кормов для животных в торговле до запчастей к самолетам в авиации, быстро найти замену вряд ли удастся, и многих ждут тяжелые времена, – считает собеседник агентства. — Следовательно, высвобождающееся количество рабочих рук будет немалым, и схлопывающийся рынок их вряд ли всех трудоустроит. Чтобы глобально решить проблему, надо от пустых разговоров об импортозамещении переходить к полной смене парадигмы: проводить новую индустриализацию и возрождать собственное производство. Но, боюсь, такая коренная ломка наследия Чубайса не входит в планы нынешней власти».