Павел Штейнлухт

Эксперт: Закрыть рестораны – проще всего

Несколько десятков предприятий общепита размещены на «Карте сопротивления», инициатором которой называют предпринимателя Александра Коновалова. Карта пополняется как самими заведениями, так и гостями, отдыхающими в них.

Корреспондент «Новостей малого бизнеса» попросил ресторатора Павла Штейнлухта прокомментировать демарш владельцев предприятий общественного питания. В результате вышло небольшое интервью.
Из 10 000 ресторанов только около сотни готова восстать. Это, конечно, очень мало, учитывая, что власть принимает неадекватные решения, чиновники совершенно оторваны от реальности.

— В чем выражается эта оторванность?

— Например, они всерьез говорят о том, что рестораторам разрешат торговать на ярмарках и выставить мебель на улицу. Напомню, что Рождественская ярмарка предоставляет только 40 мест, и не все общепиту, большинство – сувенирной продукции. Что касается организации иных ярмарок, то, на мой взгляд, это достаточно утопично. Хотя бы потому, что губернатор лично будет подписывать выделение участков под ярмарки и их должно быть мало, так сообщали СМИ. Одним словом, сумбур, вместо музыки. И это грустно. Город не заслужил такого отношения, хаотичных решений некомпетентных чиновников, из которых потом придется как-то выкручиваться всем миром.

— Участники «Карты сопротивления» — герои?

— Я бы так не сказал, чтобы не умалять значение слова «герой». Просто, бизнес доведен до отчаяния. Причем, это отчаяние не из-за ограничений, которые я считаю обоснованными, это отчаяние из-за несправедливости, абсолютной непоследовательности и нечестности по отношению к одному из видов бизнеса – ресторанному. Ведь мы прекрасно понимаем, что реальной борьбы с коронавирусом не происходит. Вице-губернатор Елин сказал: «Если произойдет спад, то мы смягчим ограничительные меры». Но с чего ему произойти, если реальной борьбы с ковидом нет? И в этой связи мне хочется спросить: если введенные вами меры никак не влияют на ситуацию с коронавирусом, почему вы не готовы согласиться с тем, что они неэффективные. То есть чиновники предпринимают какое-то действие, оно дает нулевой результат, но власти предержащие не перестают этого делать, не разрабатывают более внятный план, а продолжают мочить определенный сегмент рынка, кот по какой-то причине выбрали для собственного пиара.

— Какие меры следовало бы принять?

— Прежде всего, выстраивать систему здравоохранения, которая находится в невероятно упадническом состоянии. У меня есть знакомые с коронавирусом, которые три дня не могли вызвать врача. Но даже если врач придет, он не поставит диагноз, хотя все признаки коронавируса налицо. Сегодня это ни для кого не новость. А чтобы получить направление на бесплатный тест, надо ждать 10 дней. Вот эту систему правительство не желает настраивать. А рестораны закрыть — лучшее средство. И самое печальное, что наши градоначальники делают вид, что решают какую-то абсолютно новую нерешаемую задачу. Хочется предложить оглянуться вокруг: есть страны, которые изобрели этот велосипед, открыли эту Америку и победили коронавирус. Нет никаких проблем перенять опыт того же Китая, Сингапура, Новой Зеландии или Австралия, реально посмотреть, что делалось и как. Если чиновникам это невыгодно, их дело, но не надо прикрываться благими намерениями, когда люди во главе города просто не в состоянии управлять им.

— Такой вывод из-за запрета закрыть рестораны на несколько дней?

— Речь не о праздниках, и не о ресторанах. Существует два пути победить болезнь. Один — объявить полный локдаун с закрытием всех предприятий, в том числе промышленных, где работают тысячи человек, и общественного транспорта с соответствующими выплатами населению. И второй – пойти по пути европейских стран. Например, в Лондоне тест можно сдать бесплатно на улице, там открыли сотни пунктов, ответ приходит на телефон или почту. Да это потребовало вложения денег. Но не думаю, что слишком больших. И – главное — реальный контроль за исполнением установленных ограничений. В петербургском метро сейчас 60% людей без масок, либо с маской на подбородке. Власть то ли не хочет, то ли не может контролировать. Конечно, это гораздо сложнее, чем просто закрыть какой-то бизнес. И мне абсолютно непонятно, почему чиновники бизнес воспринимают отдельно от людей. Как будто предприниматели – сами по себе. В ресторанном бизнесе, между прочим, много людей работает. А власть одним росчерком пера лишает их зарплаты.