На восстановление – пять лет…

Предприниматель Александр Колос основал свое семейное дело (вдвоем с матерью) в 2002 году, и с тех пор взращивал его, как любимое дитя, достигнув к началу текущего года критериев среднего бизнеса, как по количеству работающих, так и по оборотам.

К моменту начала пандемии в компании, снабжающей клиентов (рестораны, отели, офисы, бюджетные учреждения и даже производственные предприятия) хозяйственно-бытовыми товарами, работало 100 человек. По словам владельца бизнеса, конкурентов в городе у них осталось немного, 5-6 фирм, работающих на том же рынке и обладающих теми же возможностями, поэтому в будущее смотрели с уверенностью, стараясь работать честно, как по отношению к клиентам, так и по отношению к государству.

Например, товары доставляли большинству клиентов бесплатно (от 3000 руб.) на следующий день после заявки или даже в течение нескольких часов, если заявка поступила утром и у клиента возникла срочность в получении. Чтобы товар (до 3000 наименований) всегда был под рукой, арендовали два больших склада в разных частях города (для удобства доставки) и старались поддерживать на них запас в объеме трехмесячной потребности.

Иными словами, к началу введения режима самоизоляции на складах находился товар на II квартал текущего года.

Можно сказать, повезло

«Нам повезло, – говорит Александр Колос, – мы продолжили работать. Потому что, во-первых, являемся не только поставщиками, но и частично производителями (салфетки и одноразовые сиденья для унитазов). А, во-вторых, среди прочих товаров снабжаем нуждающихся масками, перчатками и дезинфицирующими средствами. К сожалению, порядка 60-70 процентов наших клиентов, около 1000 организаций – рестораны, кафе, бары, гостиницы – закрылись. И бизнес, естественно, понес потери примерно в том же объеме. Спасало только то, что маржинальность на средства индивидуальной защиты подскочила в несколько раз. Поэтому мы смогли сохранить 70% нашего коллектива».

С людьми расставались по-человечески. «Собрали всех и откровенно сказали, что либо треть отпускаем, а остальным будем платить сокращенную зарплату, либо держим всех два месяца, а потом закроемся вообще, – поделился он трудным решением с «Новостями малого бизнеса». – Люди пошли нам навстречу, мы заплатили всем, кого пришлось уволить, небольшие деньги вперед, ни о каких двухмесячных компенсациях, конечно, речи не шло, их просто неоткуда было взять. Отпустили треть, а две трети продолжают работать вместе дружно, сжав зубы и стянув пояса, получая от половины до двух третей бывшего заработка».

По информации Колоса, под сокращение попали, в основном, технические работники, которых легко можно будет набрать по окончании пандемии. Остались руководители, которых сложно найти. «В городе кризис руководящих кадров, – с сожалением констатирует он, – сложно найти умного человека, который бы при этом был порядочным. Умных много в России, порядочных мало».

По всей видимости, у предпринимателя складываются хорошие отношения не только с собственным коллективом, но и с арендодателями, которые сразу согласились сократить арендную плату за склады наполовину или около того, сказав, что «о возвращении остатков договоримся позже, когда выйдешь из кризиса». С поставщиками также приходится договариваться – большинство «входят в положение» и соглашаются подождать, тем более что задолженности постепенно погашаются. Однако обычно трехмесячный запас товара из-за потери большинства клиентов можно будет израсходовать не ранее, чем через 8 месяцев. Удержится ли компания на плаву весь этот период – большой вопрос.

Закон – что дышло

«Самая главная проблема России в том, что законы не соблюдают все, кто только может, или думает, что может, начиная с самого верха и заканчивая низами, – размышляет предприниматель. – Некоторые наши конкуренты везут товар из Китая, доставляя его по каким-то серым схемам, возможно, контрабандой. Я подобным заниматься не хочу, для меня важно работать честно».

На вопрос нашего корреспондента, сколько времени Александру Колосу понадобится, чтобы вернуть компанию к тем показателям, которых она достигла к началу пандемии, предприниматель ответил: «Все будет зависеть от того, как среагирует наш клиент. Если арендодатель не дал ему ни отсрочки, ни снижения платежей, а банкиры держат за горло, не предоставляя никаких кредитных каникул (во всяком случае, я не слышал, чтобы хоть кто-то их получил), при этом государство требует своей доли в виде налогов, да еще и ограничивает в размере площади и количестве посадочных мест, я не испытываю оптимизма. На восстановление нам понадобится, в лучшем случае, от 3 до 5 лет».

Такой пессимистический прогноз Колос пояснил тем, что большинство предпринимателей, скорее всего, пойдут по известной схеме: закроют ныне действующее предприятие и на его месте откроют новое, без долгов и обязательств. «Нас могут спасти только те предприятия общепита, у которых есть лицензия на алкоголь, потому что ее получить не так просто, и она недешевая», – говорит он, – поэтому такие предприятия не решатся закрыться, и мы какие-то деньги получим, но это, в лучшем случае, половина клиентов».

Государству бизнес мешает

Прогноз собеседника не внушает оптимизма: проблем будет очень много. Во-первых, дешевых денег нет, во-вторых, покупательская способность людей продолжит падать, а значит и спрос не восстановится быстро.

«Но главное, – говорит он, – начнутся конфликты между нами и поставщиками, нами и клиентами. Пока наши поставщики терпят в надежде, что, когда всем разрешат вернуться к работе, мы сможем с ними расплатиться. Но как я уже пояснил выше, этого не случится, а значит, начнутся реальные суды, скорее всего, осенью, и тогда будет «весело». Это реалии, которые все понимают. Государство будет держать нас в ежовых рукавицах. Потому что только в нашей стране правительство может разрешить гулять гражданам за счет предпринимателей.
Стараюсь говорить спокойно, но и у меня, и у многих людей, которые до режима самоизоляции относились к руководству страны и города по принципу: вы сами по себе, а мы сами по себе, сейчас возникают большие сомнения на тему того, кого поддержать на ближайших выборах и голосовании. Тем более что никаких «мер поддержки» государства я толком так и не ощутил – каждая из них обставлена таким количеством условий, что «проходят мимо» одна за другой.

Я думаю, что выходить из кризиса мы будем очень долго, и главное, что это устроит чиновников, потому что даже если они не досчитаются каких-то налогов, не очень больших, на самом деле, мне кажется, что их только порадует, что не будет среднего класса, малого бизнеса. Меньше думающих и независимых людей...»

Лилиана ГЛАЗОВА