Кто первый – того и деньги…

Безусловно, федеральная антикризисная программа предусматривает большое количество мер поддержки малого и среднего бизнеса. Такие, как распределение госзаказа, субсидирование, ограничение проверок надзорных органов, налоговые послабления и другие. Какие-то из этих мер уже утверждены постановлениями Правительства и применяются, другие пока находятся в стадии подготовки.

Увеличение предельного годового оборота малого среднего предпринимательства дает возможность распространить меры поддержки на гораздо большее количество компаний. И это, несомненно, плюс. Предпринимательское сообщество давно настаивало на принятии такой меры. Признаем, что ограничение в один миллиард – слишком низкий порог для среднего бизнеса. Хотя компании, которые имеют оборот в два раза больше, так же сильно подвержены давлению кризиса, экономических, политических и коррупционных проблем, как и фирмы с меньшим доходом.

Однако у данной инициативы есть и обратная сторона. Бюджет государственной поддержки ограничен, и с увеличением количества компаний, претендующих на нее, денег для предпринимателей не прибавилось. Поэтому сейчас очень важно определить приоритетные отрасли и четкие критерии работы компаний, которые могут в первую очередь претендовать на обращение к государству за помощью, при условии ограничения объема финансирования.

Например, в Петербурге существует программа поддержки экспорта, по которой компании имеют возможность получить компенсацию затрат на анализ зарубежного рынка, куда собираются поставлять товар. Финансирование предусмотрено всего для 25 проектов. Вдумайтесь! Два с половиной десятка на огромный город. Это крайне мало.

Примерно так же обстоят дела и с компенсацией затрат на лизинговые платежи. Финансирование заканчивается буквально за несколько месяцев и не может удовлетворить все потребности бизнеса.

Сегодня поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется по принципу – кто первый подал документы и сумел правильно все оформить, тот и получает деньги. Я сомневаюсь в том, что это верно. Потому что вводит отбор потенциальных получателей господдержки лишь к оценке качества работы бухгалтера и юриста. Конечно же, квалификация таких специалистов важна. Но разве только в их работе состоит бизнес?

А как же компании, которые производят нужный сегодня инновационный продукт, развивают отечественные технологии, внедряют инновации, развивают импортозамещение, но, увы, лишаются возможности получить поддержку от государства из-за ошибок в документах? Ведь даже из-за мельчайшей оплошности в бумагах таким предпринимателям приходится менять документы и подавать заново. В большинстве случаев бизнесмены, претендующие на поддержку, просто не успевают во второй раз оформить все в указанные, довольно сжатые сроки. Таким образом, проблемы технической организации процедуры помощи становятся препятствием для развития многих компаний малого и среднего бизнеса. А их теперь, с подачи Правительства, стало еще больше.

Виталий Фатеичев, сопредседатель петербургского ОНФ и руководитель регионального отделения «Деловой России», специально для «Новостей малого бизнеса».