Индустриальные парки Северо-Запада: перспективы развития

Аналитический центр «Эксперт Северо-Запад» подготовил четвертое исследование «Индустриальные парки СЗФО: перспективы развития» (предыдущее опубликовано в журнале «Эксперт Северо-Запад» №26 от 1 июля 2013 года). В центре внимания исследования – около 30 индустриальных парков (ИП), пять технопарков, три особые экономические зоны (пять площадок) и более 30 промышленных зон (только в агломерации Санкт-Петербург и ближайшей области). Вместе они составляют промышленно-инновационный территориальный кластер СЗФО, индустриальную (иногда и постиндустриальную) платформу с высокой концентрацией человеческого и финансового капиталов.
Золотая середина
Мода на строительство индустриальных парков и других типов индустриально-промышленных зон в России в целом и СЗФО в частности по-прежнему плохо согласована с действующей законодательной базой и спросом на соответствующие услуги со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ) – массового потребителя таких девелоперских проектов. Вероятно, сказывается столетнее отставание в развитии данного рыночного сегмента от западных капиталистических образцов. В результате из-за невысокого уровня промышленной культуры среди МСБ наблюдается подмена понятий.
Так, на территории Петербурга легко встретить технопарк с указанием специализации: аренда складских и офисных помещений. Не стоит и говорить, что такое беспорядочное использование промышленной терминологии сказывается на качестве соответствующей бизнес-среды. Тем не менее еще незрелый и неконсолидированный российский рынок промышленной и инновационной инфраструктуры, а также венчурный рынок (бизнес-инкубаторы) продолжают набирать обороты.
СЗФО не является ведущим регионом России с точки зрения темпов инновационного развития, в том числе территориального. Если проследить динамику макроэкономических показателей и многочисленных отраслевых рейтингов, а также рейтингов качества государственного управления, выйдет, что регион находится где-то посередине. Такую абстрактную дислокацию можно проследить по двум ведущим предпринимательским организациям, консолидирующим интересы отрасли индустриальных парков. Это Ассоциация индустриальных парков (АИП, в СЗФО ее членами являются 13 объектов: восемь из Петербурга, два из Калининградской области, два из Вологодской области и один из Псковской) и межрегиональная Ассоциация инновационных регионов России (ни одного представителя из СЗФО) с Фондом региональных инновационных проектов.
В частности, АИП участвует в формировании профильной законодательной базы в России. К примеру, определение индустриального парка, на которое редакция «Эксперта С-З» сослалась в прошлогоднем исследовании, также было включено в Методические рекомендации по созданию и развитию промышленных (индустриальных) парков, претендующих на получение государственной поддержки в форме софинансирования инвестиций на их создание и развитие. Однако по данным Минэкономразвития, этот документ так и не сменил свой статус проекта на вступивший в силу.
Тем не менее документ представляет собой максимально развернутую характеристику и перечень требований к индустриальным паркам, претендующим на государственную поддержку, и создан как приложение к приказу Минэкономразвития «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ».
Что касается рыночных перспектив роста сегмента индустриальных парков, то спрос не столь высок, как предполагалось во время создания парков, оценил заместитель губернатора Вологодской области Алексей Кожевников. «Тем не менее, например, Вологодская область ведет переговоры примерно с десятью потенциальными резидентами, в том числе с зарубежными компаниями. Недавно состоялась закладка первого камня производственного комплекса по выпуску котельного оборудования на территории ИП «Шексна».
В данном случае инвестором выступает Северная компания, являющаяся лидером на теплоэнергетическом рынке Северо-Запада России. Этот инвестиционный проект в режиме «одного окна» сопровождает Корпорация развития Вологодской области, которая была создана в регионе ровно два года назад и за это время успела стать важным инструментом социально-экономического развития области», – отметил Алексей Кожевников.
От мала до велика
Согласно данным годового отраслевого обзора АИП за 2013 год (на основе 110 проектов, отобранных для исследования по всей стране), заполненность территорий типа greenfield составляет 55%, а brownfield – 64%. Среднее количество резидентов – 11 и 51 соответственно. Итого в действующих индустриальных парках, по данным на 2013 год, разместились почти 1 тыс. компаний-резидентов, и 75% из них – резиденты brownfield. Повышенная привлекательность проектов brownfield объясняется возросшим спросом на готовые производственные площади со стороны малых компаний, а также востребованностью услуг built-to-suit (проектирование и строительство парка в соответствии с техническим заданием и требованиями конкретного заказчика).
При этом существует тенденция к наполняемости парков значительным количеством малых и средних предприятий на территории крупных агломераций, например Петербурга и ближайших к нему районов Ленинградской области, в то время как в регионах большинство объектов формируются за счет одного крупного якорного предприятия, привлеченного силами региональных властей. Эту тенденцию легко отследить по официальной статистике. Всего в СЗФО зарегистрировано около 32,7 тыс. малых предприятий, из которых 18,1 тыс. (55%) зарегистрировано в Петербурге.
О текущем уровне спроса на услуги индустриальных парков руководитель отдела складской, индустриальной недвижимости и земли консалтинговой компании KnightFrankSt.Petersburg Михаил Тюнин отзывается как о «достаточно большом». «Ключевой целевой аудиторией среди потенциальных резидентов мы бы назвали предприятия малого и среднего бизнеса с запросом на площади 1,5-3 тыс. кв. м.
Именно в этом сегменте превалирует спрос на производственные помещения (brownfield)», – отмечает он. Со своей стороны, руководитель проекта TellusGroup (инвестор ИП «Кола», Ленинградская область) Анастасия Арсентьева считает, что «преобладание в индустриальных парках малых и средних предприятий говорит только о том, что таких предприятий в массе больше, их затраты на размещение меньше, решения о строительстве принимаются чаще. В то же время при грамотной политике развития парка, удобном местоположении, приемлемой стоимости строительства объектов размещение в индустриальном парке удобно любому промышленному предприятию. Главное, чтобы индустриальный парк удовлетворил требованиям конкретного резидента».
Под требованиями конкретного резидента, как правило, подразумевается наличие всех необходимых инженерных коммуникаций. По данным АИП, в среднем в России энергетическая мощность, предоставленная на таких объектах, достигает 32 МВт (более чем две трети парков обеспечены мощностью до 50 МВт), водообеспечения – около 165 кубометров в час, газообеспечения – 8,5 тыс. кубометров в час. Затраты на инфраструктуру в среднем по проектам greenfield составляют 1,9 млрд рублей на проект, или 15 млн рублей на 1 га. Это позволяет собственнику парка привлечь порядка 35 млрд рублей прямых инвестиций в отдельный проект. Итого удельный показатель привлеченных инвестиций составляет 276 млн рублей на 1 га.
«Ежегодно за счет средств городского бюджета в соответствии с Адресной инвестиционной программой Санкт-Петербурга осуществляется инженерная и транспортная подготовка промышленных территорий. На сегодняшний день финансирование данных видов работ значительно выше, нежели несколько лет назад», – рассказывает директор СПб ГКУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» Михаил Ефимов.
По его словам, в частности, агентство активно решает вопросы обеспечения промышленных зон необходимыми мощностями и инфраструктурой. «В большинстве случаев инвестор имеет дело с уже подготовленным участком, к которому подведены все необходимые коммуникации, и мы продолжаем работать над постоянным развитием промышленных зон. Так, в рамках нашей деятельности в этом году начаты работы по строительству объектов инженерного и транспортного обеспечения в промзонах «Ржевка», «Рыбацкое», «Ижорские заводы», а также «Восточная» («Пушкинская»). Бюджет адресной инвестиционной программы на 2014 год – свыше 1,5 млрд рублей, которые будут направлены непосредственно на развитие инфраструктуры и коммуникаций городских промышленных зон», – также отметил Михаил Ефимов.
В регионах для должного уровня заполняемости промышленных парков на помощь приходят государственные льготы. Главным образом речь идет о налоговых преференциях, предоставляемых в отдельных особых экономических зонах (ОЭЗ). «Инструменты ОЭЗ – это реальная возможность для малого и среднего бизнеса получить налоговые льготы, ранее доступные только для крупных производителей и сборочных предприятий. И сегодня в ОЭЗ ППТ «Моглино» (Псковская область) обращаются потенциальные инвесторы именно из этой категории. А так как стоимость ведения бизнеса, например, в Псковской области существенно ниже по сравнению с промышленными агломерациями Петербурга и близлежащих регионов, мы готовы рассматривать в качестве резидентов промышленных поставщиков СЗФО. С другой стороны, стратегически привлекательное расположение Пскова может привлечь иностранные компании, развивающие производство в России», – комментирует генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Моглино»» Ольга Торбич.
Государство не дремлет
Система государственной поддержки промышленной инфраструктуры и девелопмента инновационных кластеров весьма разнообразна. Ответственных ведомств также немало. Главные участники процесса – Минэкономразвития в лице департамента развития малого и среднего предпринимательства с базовыми полномочиями по определению требований к создаваемым индустриальным (промышленным) паркам для субъектов малого и среднего бизнеса и Минпромторг с попыткой составить план развития всей отрасли ИП, включая программу государственной поддержки (субсидирования, льгот и прочего).
Также в скором времени к проблеме будет привлечен Минфин. В конце апреля 2014 года на совещании главы правительства РФ Дмитрия Медведева решено доработать последнюю редакцию Проекта основных направлений налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016-го и 2018 года, в том числе в вопросе снижения ставки налога на прибыль для индустриальных парков и greenfield, чем и займется ведомство министра финансов РФ Антона Силуанова. Также отдельные вопросы по организации работы индустриальных парков и их резидентов возлагаются на профильные министерства, департаменты и комитеты.
Помимо этого, есть вероятность, что уже в 2014 году будет принят закон «О промышленной политике», столь широко анонсированный ранее. Вопрос территориального развития промышленности очерчен в ст. 18 и 19. В частности, указано, что индустриальным парком следует называть совокупность объектов промышленной инфраструктуры, управляемых саморегулируемой организацией, созданной и действующей в соответствии с ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Однако никаких уточнений по критериям соответствия промышленной территории понятию «индустриальный парк», а также перечня мер стимулирования и целевых показателей развития данной отрасли в законе нет. Под промышленной инфраструктурой понимается как имущественный комплекс недвижимости, так и инженерные сети (электрические, газораспределительные, тепловые, водоотведения, канализационные), столь необходимые для осуществления промышленной деятельности. Впрочем, этот закон выполняет другую важную функцию – появляется единое законодательное определение индустриального (промышленного) парка, столь разнообразно трактуемое сегодня в каждом отдельно взятом нормативно-правовом акте.
В помощь предпринимателям, нуждающимся в более четком правовом детерминизме, Минпромторг разрабатывает государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Интересно, что в п. 170-173 Программы 20 «Индустриальные парки» указано количество действующих индустриальных парков на протяжении 2012—2020 годов.
Согласно программе, в 2012 году в России вообще не было подобных объектов. По состоянию на 2014-й их должно быть 49, а в 2020-м – 127. Вероятно, логика вышеприведенных количественных оценок просто скрыта от читателя. Однако известно, что только в СЗФО по состоянию на 2012 год было более десяти индустриальных парков, не считая объектов других типов территориального развития. Кроме того, уже существовали областные законы и программы развития таких объектов.
Далее в программе указан объем инвестиций в проектирование и строительство инфраструктуры и производств индустриальных парков в объеме 101,8 млрд рублей ежегодно начиная с 2014 года (до 2020-го). Если воспользоваться ранее приведенной статистикой АИП, выходит, что на такую сумму можно ежегодно обеспечивать инфраструктурой 6,8 тыс. га промышленной территории при общей площади действующих и проектируемых индустриальных парков 26,5 тыс. га (по России).
Следовательно, с 2015-го по 2020 год можно увеличить площадь инфраструктурного снабжения в два с половиной раза. Наконец, в 2014 году количество запланированных высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных парках, должно составить 27,2 тыс. единиц, а в 2020-м – 129,9 тыс., тогда как, по данным АИП, в индустриальных парках России уже создано более 50 тыс. рабочих мест.
Чтобы повысить качество государственного управления в вопросе промышленного освоения территорий, решено разработать отдельную программу, которую будет реализовывать также Минпромторг. По словам директора департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексея Вялкина, консолидированная работа позволит более эффективно развивать это направление. Таким документом стала подпрограмма «Индустриальные парки» в рамках государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Ее содержание по-прежнему пересматривается специалистами профильных ведомств, однако уже с высокой вероятностью можно проанализировать базовые показатели.
Итак, Минпромторг предлагает регионам три варианта поддержки индустриальных парков. Первый – программа-минимум с субсидированием процентной ставки по кредитам управляющим компаниям индустриальных парков (до 90% ставки рефинансирования). Во второй программе помимо субсидирования процентной ставки предусмотрена выплата субсидий, покрывающих 10% общих инвестиций, вложенных в создание индустриального парка. Согласно третьему варианту, инвестору компенсируется до 75% стоимости подключения к энергоносителям. В итоге бюджетные инвестиции на поддержку до 2020 года составят примерно ту же сумму, что и в основной программе, – 105 млрд рублей.
Кроме того, подпрограмма предусматривает субсидирование субъектов РФ на софинансирование обязательств региональных бюджетов по компенсации российским организациям части затрат, понесенных при реализации инвестиционных проектов по созданию индустриальных парков. Некоторые из участников рынка называют закрепление рассматриваемой подпрограммы большим прорывом. «Это первый раз, когда вопрос развития индустриальных парков, а также необходимости финансовой поддержки приняты и подняты на уровень правительства РФ», – отмечает Анастасия Арсентьева. Однако не все участники рынка столь оптимистичны.
«В настоящий период «Технополис GS Group» получает государственную поддержку в форме налоговых льгот и таможенных преференций при ввозе оборудования и комплектующих и при вывозе готовой продукции, так как все предприятия технополиса имеют статус резидентов особой экономической зоны «Калининград». Однако помимо производств необходимо создавать объекты социальной и образовательной инфраструктуры: больницы, детские сады, школы, университеты.
Наличие этих объектов является решающим фактором для переезда специалистов, а также формирует среду, повышающую культурный и профессиональный уровень сотрудников предприятий. Создание инфраструктуры требует от инвестора колоссальных финансовых затрат, и именно в этой части не существует механизмов поддержки со стороны государства, хотя такие механизмы крайне важны», – говорит и.о. директора по стратегическому маркетингу GSGroup Андрей Безруков.
Действительно, максимально развитая социальная инфраструктура, как правило, приходит вместе с высокими технологиями. «Представителям малого и среднего бизнеса «Технополис GS» интересен в первую очередь как площадка, предоставляющая условия для развития. Одна из составляющих его инновационной инфраструктуры – корпоративный венчурный фонд GS Venture, инвестирующий в проекты на любой стадии реализации. «Технополис GS» готов предоставить командам проектов лаборатории, жилье, менторство со стороны ведущих инженеров страны, возможность использовать производственные мощности и консультации маркетологов по выпуску продукции», – акцентирует Андрей Безруков.
Дополнительные законы о территориальном развитии промышленного комплекса разрабатываются и применяются также в отдельных регионах. В СЗФО такой нормативной базой могут похвастаться Ленинградская область, Республика Коми, Вологодская, Псковская и Новгородская области. С высокой долей уверенности можно сказать, что этот список в ближайшие годы будет расширяться.
Кто платит
Более половины индустриальных парков России – частные, а с учетом государственно-частных инициатив их доля увеличивается до 65%. Вместе с тем наблюдается рост государственного инвестирования, благодаря чему доля проектируемых государственных парков достигает сегодня 40% всех незавершенных проектов.
«Из проектируемых индустриальных площадок в городе и области соотношение частных и государственных объектов приблизительно одинаково. Но при этом цели развития таких парков, помимо развития промышленности региона, отличаются: частные инвесторы нацелены на извлечение прибыли из организации коммерческой недвижимости, в то время как власти региона – на реализацию социально-экономических программ, например развитие экономики и создание рабочих мест в депрессивных районах», – комментирует Анастасия Арсентьева.
Увеличение доли государственных проектов отражает тенденции последних лет, связанные с повышенным вниманием государства к инвестиционным паркам как к действенному механизму привлечения прямых инвестиций. Так, в конце мая этого года на ежегодной пресс-конференции губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко отметил, что «считает более предпочтительными вложения бюджетных средств в создание индустриальных парков, нежели прямое бюджетное инвестирование в создание инфраструктуры ввиду долгого срока возврата вложенных средств».
Если говорить о том, за чей счет должно производиться финансирование строительства транспортной и инженерной инфраструктуры индустриальных парков, то по мнению Михаила Ефимова, наиболее перспективными и эффективными могут быть схема ГЧП или иные варианты совместного государственного и частного финансирования. В то же время самого наличия финансовых ресурсов для инженерной подготовки земельных участков недостаточно, чтобы привлечь новые предприятия в индустриальные парки Петербурга. В этом вопросе требуются комплексные стимулирующие меры, включая обеспечение доступности кредитных ресурсов для промышленных предприятий, финансовые гарантии, льготное налогообложение и т.д.
Так или иначе, речь идет о дальнейшем увеличении количества проектов промышленного девелопмента – частных, государственных и совместных капитальных вложений (ГЧП). Более того, активное совершенствование законодательной базы даст возможность эффективнее регулировать деятельность уже созданной инфраструктуры и компенсировать ряд издержек по новому строительству. Однако остается открытым вопрос относительно спроса на данные услуги. Уже сейчас около половины готовых к эксплуатации площадей промышленных парков (greenfield) пустуют в ожидании отечественных и иностранных предпринимателей. В течение ближайших пяти лет только в СЗФО запланировано подготовить под промышленное строительство 5,5-6 тыс. га, что составит около 60% существующих сегодня объемов. Региону нужен как минимум локальный промышленный и инвестиционный бум.

Ирина Калинкова, «Эксперт Северо-Запад», 30.06.2014.