Ирина Иванова

Ирина Иванова: «…Мы снова не успеваем»

Корреспондент портала «Новости малого бизнеса» попросил депутата Законодательного собрания, заместителя председателя комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Ирину Иванову ответить на несколько вопросов, связанных с ярмарками.

— Ирина Владимировна, вы заметили, что в городе исчезли ярмарки? Их что, отменили?

— Никто не отменял ярмарки, они действуют. До вступления в действие нового закона мероприятиями по-прежнему занимаются районные администрации. Вот я традиционно в начале года направила запросы во все районы, чтобы узнать, какие ярмарки будут действовать, в каком режиме, кто является оператором. Через месяц придут ответы. Обещают, что с первого марта введут в действие новый закон. Но я думаю, не введут, так как мы не успеем отметить ярмарки в Схеме размещения НТО. Насколько мне известно, окончательного варианта размещения ярмарок в документе нет. И я не понимаю, почему так происходит. В прошлом созыве введение закона отодвигалось уже несколько раз. А мы снова не успеваем. Думаю, что это кому-то выгодно.

— Нужна ли вообще Петербургу такая форма торговли, как ярмарки?

— Ярмарки нужны. Например, Рождественская ярмарка, это очень красиво. Тематические ярмарки, к примеру, белорусских товаров тоже люди любят. Существуют и елочные ярмарки. К первому сентября у нас работают школьные базары. Но я абсолютно убеждена, что такой формат торговли не должен действовать в течение всего года. А у нас торгуют у станций метро месяцами. Какая же это ярмарка выходного дня?

— Существует такое мнение, что предпринимательская деятельность в нашем городе регулируется «по звонку»…

— По звонку – это как? Может, вы имеете в виду судебную систему, проверки бесконечные? К сожалению, несмотря на то, что Президент говорит: «перестаньте кошмарить бабушек», их продолжают кошмарить. И это не только плановые проверки, число которых, к сожалению, растет в геометрической прогрессии, но и проверки по заявлениям. В моей практике был случай, когда к предпринимателю пришли с внеплановой проверкой, а заявителями были анонимные лица. По закону, анонимки вообще не должны приниматься во внимание. Но как раз подобные заявления зачастую и вызывают внеплановые проверки, на которые выходят и следственные органы, и полиция, и прокуратура.

— Закон, о котором вы упоминали выше, обязывает выделять под ярмарки земельные участки. Не приведет ли закрепление участков к появлению новых торговых зон под видом ярмарок?

— Надеюсь, что нет. Должно быть определено, где и сколько ярмарок может быть. Меня больше беспокоит такой атавизм, как несанкционированная торговля. Я считаю, что государству стоило бы заняться именно ею. Ведь чем сегодня занимается КИО? Он ликвидирует законную торговлю, ту, что платит налоги и предоставляет рабочие места. До смешного доходит, когда в перечень подлежащих сносу объектов включаются те, на которые есть действующий договор аренды, либо он продлен на неопределенный срок. Сносом сегодня занимается не только Центр эффективности, но и районные администрации. Малый и микробизнес под угрозой. Между тем нам всегда говорят, что малый бизнес – это социальность, это самозанятость, рабочие места. У меня не стыкуются эти слова со сносом легальных точек. А таких объектов все больше и больше. Было в перечне 900 земельных участков, теперь 1300. Но с незаконной торговлей никто не борется. Хотя именно этим должны заниматься правоохранительные органы.

— Ирина Владимировна, а вы сами покупаете что-нибудь на ярмарках?

— Нет. На тех, что у метро, боюсь. Мне кажется, что там продают некачественный товар. А вот в Крыму приходится. Так как там вся торговля состоит из ярмарок. И в городе на рынок захожу.

— Согласны ли вы с утверждением, что ярмарки выгодны производителям, потому что можно реализовывать продукцию без дополнительных затрат? А в торговые сети еще и войти сложно.

— Затраты бывают и на ярмарках, потому что любая торговая деятельность – это розничная реализация. Ею должны заниматься профессионалы. Любая ярмарочная деятельность, конечно, может быть и подспорьем для производителя. Но почему они не могут выйти в крупные сети? Тогда пусть государство откроет государственный магазин и привлекает производителей на постоянно действующий рынок.

— А как вы считаете, ярмарки выгодны для покупателей?

— Не думаю, что там есть какая-то особая выгода.

— Если горожане приобретут на ярмарке некачественный товар, куда обращаться с претензией?

— Правила торговли касаются всех, в том числе и ярмарочной торговли. На товар вам должны выдать чек. И если товар некачественный, то с чеком – в Роспотребнадзор и иные контрольные органы. Кроме того, на любой ярмарке должна быть информация об организаторе или операторе мероприятия. Но даже если вы ее не переписали, то можно обратиться в районную администрацию, у нее есть информация обо всех ярмарках, которые проходят на территории района. И таким образом можно дойти непосредственно до продавца и потребовать возмещения.

Беседовала Лилиана ГЛАЗОВА