Эксперт: Чтобы узнать, чего хочет работодатель, надо с ним взаимодействовать

Почти сто лет общепит в России и программа подготовки поваров и технологов для него ориентировались на большие цеха и кулинарные центры при предприятиях и санаториях. А ныне жизнь требует подготовки этих специалистов для предприятий малого бизнеса — например, ресторанов и кафе.

Вероника Реброва, председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, на образовательной сессии «Кулинарное наследие прошлого в современном профессиональном образовании» в дискуссионном формате рассказала о проблемах и путях их решения в этой сфере. Во-первых, она согласилась с некоторыми резкими высказываниями о проблемах в профессиональном образовании. «Учреждения среднего профессионального образования готовят поваров, кондитеров, технологов хлебо-булочного производства по государственным программам, которые постоянно обновляются. Сфера образования меняется не первый год, причем меняется реально, подстраиваясь под потребности работодателя, – сказала она. — Если уйти в исторический контекст, то почти 100 лет в нашей стране, начиная с 30-х годов, была программа подготовки поваров и технологов, ориентированная на большие цеха и кулинарные центры при предприятиях и санаториях. Свернуть эту систему и ориентироваться теперь на малый бизнес — это непростая задача. Но больших центров, столовых и пищеблоков еще остается очень много».
По словам чиновницы, сейчас в Ленинградской области 371 школа, из них почти 40 с количеством учащихся более 1000. Так, в Кудрово — на 4,5 тысячи учеников. «Нам приходится учить работающих там качественно и вкусно готовить, но не всегда мы получаем на выходе тот продукт, который нужен», — утверждает специалист.
Как передает корреспондент «Новостей малого бизнеса», глава комитета привела данные об интересном опыте Казани, где созданы школьные рестораны в каждой школе, а также в больницах. «Опыт замечательный. Мы собираем примеры лучшего опыта для анализа, а у них кулинарный центр огромный, который кормит в день 280 тысяч человек. У нас хороший опыт в Кингисеппском колледже, которому уже 50 лет, и за годы своей работы он подготовил более 25 тысяч поваров и кондитеров. Они кормят 5 школ, снабжая их хлебо-булочными изделиями».
По мнению г-жи Ребровой, задачи перед средним профессиональным образованием по всем профессиям – дать ориентир, который надо претворить в жизнь. «Чтобы узнать, чего хочет работодатель, надо с ним взаимодействовать, и нужно, чтобы не только техникум шел ему навстречу, но и чтобы работодатель пришел в техникум, — считает Вероника Реброва. — Больше года мы выстраиваем эту линию, проводим встречи по разным специальностям. Добиваемся, чтобы работодатель принимал участие в разработке программы как учебной части, так и практической, но это очень сложно».
По ее словам, сегодня мышление работодателя в этой сфере еще не сформировано для понимания того, что если он не войдет в процесс подготовки специалистов на старте, то не получит нужный результат на выходе.
Остановилась Вероника Реброва и на вопросе о целевых договорах: «Что такое для нас целевой договор? Это вариант трудоустройства, полезности и ориентированности. Мы готовы их заключать с работодателями. Плюс для нас это место, где учащийся будет проходить практику. Нужна обоюдная заинтересованность. Если они работают на практике, например, учениками повара и получают определенные навыки, то с перспективой работы по этой специфике в данном ресторане или кафе».
Подытоживая сказанное, председатель комитета уточнила, что для работодателя целевой договор – это определенное обязательство, но договорные условия — это еще и горизонт планирования в возможностях работодателя. И они готовы это обсуждать.