кино

Чтобы помочь кинотеатрам, надо поддержать зрителей

Кинотеатры переживают сегодня не лучшие времена. В марте в Петербурге закрылось 10% кинотеатров, в апреле еще треть. В этих условиях, чтобы поддержать бизнес, сообщество кинопрокатчиков попросило российское правительство разрешить так называемое принудительное лицензирование голливудских кинофильмов. Вот только, выиграют или проиграют кинотеатры от этого шага?

Как рассказал «Новостям малого бизнеса» управляющий директор консультационной группы «ТИМ» Виктор Миронов, идея с принудительным лицензированием была придумана для оплат за использование патентов и товарных знаков, средств индивидуализации и защиты изобретений, которые существуют годами. Фильмы же выходят каждую неделю, и их прокат идет не дольше нескольких месяцев. Во-вторых, это решение было предложено для тех лицензионных договоров, которые действовали, но были расторгнуты правообладателями по так называемым политическим мотивам. «В случае с кино речь идет о заключении договоров на новые фильмы, и к этому, исходя из сути гражданских отношений, принудить нельзя. Да и откуда брать сам контент? Скачивать из торрентов? Чем тогда это отличается от стандартного пиратства, даже если такое право и будет установлено законом? Есть сомнения, что данное решение нужно индустрии», — считает Виктор Миронов. По его словам, есть конкретные примеры, когда это может работать. Например, для осуществления проката фильма «Бэтмен», договоры были заключены заранее, и вопрос был только в платежах, чтобы кинотеатры могли исполнить закон. Виктор Миронов также считает, что и сами прокатчики не будут рисковать годами отношений с производителями ради краткосрочной выручки. «Будут ли показывать пиратское кино сами кинотеатры? Тут уже каждый будет решать сам, что может ему помочь выжить. Учитывая, что оплаты прокатчикам – это 50% сбора любого кинотеатра, как раз экономия на этой статье может быть наиболее эффективной в короткой перспективе», — утверждает он.
Виктор Миронов также считает, что поддержка производства кино не даст эффекта в рамках ближайшего двух лет. Поэтому надо поддерживать потребителя, субсидировать билеты, при условии, что кинотеатры запустят программы ретроспектив и повторных показов. Эксперт полагает, что опыт ковидных лет подтверждает — для небольших площадок это работает хорошо. Вторая идея – поддержка фестивалей, в т.ч. независимого кино. «Правда тут уже встает политический вопрос, так как на «патриотическую» тематику зритель реагирует не очень охотно, а то, что привлекает народ, может уже не устраивать чиновников. На такой случай остается способ адресной поддержки крупных игроков, который, скорее всего, и будет применен. А «малыши» будут спасаться как-нибудь сами», — убежден Виктор Миронов.