Михаил Шконда

Эксперт: Чтобы не ходить по кругу, надо решать задачу комплексно

Чем больше вариантов, где бы фермеры могли бы реализовать свою продукцию, тем лучше. И лучше торговать выращенным урожаем и зарабатывать на этом будет сам фермер, а не перекупщик-посредник, говорит президент Ассоциации фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области Михаил Шконда.

«Предложение торговать фермерской продукцией с фудтраков или в специальных павильонах — интересное. Поддерживаю его всеми руками», — сообщил «Новостям малого бизнеса» президент Ассоциации фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области Шконда. По его словам, оно, наверняка, будет интересно и потребителям. Однако, чтобы продукция, выращенная фермерами, нашла своих покупателей, необходимо решить целый комплекс проблем. Как отметил Михаил Шконда, надо создавать рынок сбыта, строить логистику и развивать инфраструктуру переработки. Без этого, эта ниша будет занята другими участниками рынка, а не сельхозпроизводителями. «Число фермерских хозяйств растет, но петербуржцы не видят фермерской продукции, потому что все упирается в вопросы переработки и сбыт продукции. Как только мы решаем вопрос с переработкой, встает проблема ее сбыта. Как только решаем проблему сбыта, тут же получаем проблему переработки. Получается, что мы пока ходим по кругу, потому что решаем эти задачи не комплексно, а то с одной, то с другой стороны. Хотя залог успеха — их одновременное решение», — отметил Михаил Шконда.
Он также напомнил, что фермер вынужден подстраивать свое производство под объемы сбыта, до тех объемов, которые он может переработать и продать. Поэтому, если у фермеров появится возможность торговать своей продукцией напрямую с фудтраков, это будет для них хорошим подспорьем. Однако, эксперт уверен, что вряд ли это решит проблему сбыта кардинально. «Если фермерский фуд-трек будут стоять рядом с павильоном, торгующим фабричным яицом, то фермерская продукция, которая по цене дороже, будет неконкурентоспособной. Покупатель пойдет туда, где дешевле. То же самое может произойти и с овощами — у перекупщиков, ведь тоже овощи будут дешевле, хотя и качеством хуже. Получается, что фермерам продавать в этом месте будет не выгодно», — отмечает Михаил Шконда.
Однако, по мнению эксперта, чем больше вариантов, где бы фермеры могли бы реализовать свою продукцию, тем лучше. И лучше торговать выращенным урожаем и зарабатывать на этом будет сам фермер, а не перекупщик-посредник. Михаил Шконда также отметил, что есть и другой быстрый и простой способ, как ускорить процесс выхода фермерской продукции на столы петербуржцев. Для этого надо предоставить фермерам на ярмарках бесплатные торговые места, помогать им с доставкой и переработкой продукции. «Вариантов много. Мы же пошли самым долгим путем, по которому двигаемся уже двадцать лет. А надо брать, организовывать, объяснять правила игры и учить фермеров этим пользоваться. Сейчас мы идем по такому пути, открыв в Гостином дворе фермерский бутик. Производители объединились в кооператив, чтобы открыть там продуктовый магазин. «Ассоциация фермерских хозяйств выступает в этом проекте в роли контролера и координатора», — отмечает Михаил Шконда.