продукты

Ритейлеры голосуют за расширение фудшеринга

Чтобы программа фудшеринга заработала в полной мере, необходимо внести поправки в санитарное и ветеринарное законодательство, которые помогут упорядочить процедуры передачи продуктов с истекающим сроком годности тем, кто в них нуждается.

По данным аналитиков, ритейлеры теряют до 2% оборота в год из-за продовольственных потерь, значительная часть которых приходится на образующиеся пищевые отходы. Эксперты ТИАР-центра отмечают, что в России ежегодно возникает 17,9 миллионов тонн пищевых отходов, треть из них – это отходы от компаний розничной торговли и общественного питания. Общая доля пищевых отходов на полигонах доходит до 25%, они увеличивают площадь свалок и делают непригодными для переработки другие виды отходов. До 2030 года в России планируется вдвое сократить объемы отходов, направляемых на полигоны.
По словам менеджера проектов по качеству, пищевой безопасности и техническому регулированию METRO Россия Алексея Коваленко, в среднем один гипермаркет образует порядка 2 тонн отходов в месяц, большинство из которых – скоропортящиеся товары. По мнению эксперта, сократить объемы захоронения пищевых отходов поможет передача продуктов с истекшим сроком годности на корм несельскохозяйственным (непродуктивным) животным. «Такие корма могут стать серьезной поддержкой для приютов для животных, питомников, цирков и зоопарков. Однако на текущий момент нет законного способа передать подобную продукцию для корма животным. Для реализации этого механизма необходимы поправки в законодательство, закрепляющие разделение животных на «сельскохозяйственных» и «несельскохозяйственных»», — отмечает он.
Кроме того, по мнению ретейлеров, снизить потери продовольствия в розничной торговле поможет развитие фудшеринга – бесплатной передачи продуктов с действующим, но истекающим сроком годности нуждающимся людям через НКО-партнера. По словам руководителя направления по устойчивому развитию сети «Магнит» Эдуарда Костенко, этот инструмент позволяет не только снижать пищевые отходы, но и оказывать поддержку различным категориям граждан, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Аналитики напоминают, что в прошлом году ритейлеры, «Магнит» и X5 Group уже запустили пилотные программы фудшеринга в Москве и Санкт-Петербурге. Итогом ее стало то, что «Магнит» за неполные полгода работы программы совместно с фондом «Банк еды «Русь» передал 11 000 нуждающимся более 20 тонн продуктов. «Однако полномасштабному развитию фудшеринга мешает отсутствие законодательной базы. Поэтому сегодня ритейлерами выгоднее утилизировать продукты, чем передавать на благотворительность, поскольку такая передача облагается НДС. Необходимо устранить эту коллизию, а также внести поправки в санитарное и ветеринарное законодательство, которые помогут упорядочить процедуры передачи продуктов и создать реестр добросовестных получателей такой продукции с гарантией, что такие товары не поступят на вторичную перепродажу», — утверждает Эдуард Костенко.