кассовые разрывы

96 процентов компаний малого бизнеса пожаловались на кассовые разрывы

Среди наиболее частых причин появления кассовых разрывов в 2022 году 69% представителей малого бизнеса назвали нестабильность валюты и санкции, а 53% отметили отсутствие четкого планирования в период нестабильности.

По данным опроса, который провели среди предпринимателей аналитики сервиса финансово-управленческого учета «ПланФакт» в партнерстве с «Модульбанком», в прошлом году у 53% предприятий малого бизнеса кассовые разрывы случались один-два раза, а 43% респондентов отметили, что нехватка денег у них на счетах возникала три и более раз. Еще 97% участников опроса признались, что кассовые разрывы случались у них в бизнесе и раньше, а 97% подтвердили, что они стали чаще возникать именно в 2022 году.
Предприниматели также назвали средние суммы кассовых разрывов: у 34% представителей малого бизнеса этот показатель составил до 3 млн рублей, 32% респондентов указали сумму от 3 до 5 млн, а 19% бизнесменов фиксировали сумму до 1 млн рублей. Еще 9% опрошенных сказали, что средний размер кассового разрыва в их бизнесе составлял от 5 до 10 млн, 2% назвали сумму более 10 млн.
Что касается методов, которые представители бизнеса применяли для устранения кассовых разрывов, то чаще всего им приходилось использовать для этого собственные средства. Выяснилось, что при необходимости так поступают 56% респондентов. 36% представителей малого бизнеса признались, что берут в долг, оформляют кредиты или овердрафт. Также, чтобы восполнить нехватку средств, 22% предпринимателей собирают дебиторскую задолженность, а 20% идут по пути сокращения расходов.
Менее популярен у предпринимателей способ сокращения кассового разрыва с помощью клиентов — когда им приходится просить у них предоплату. Так поступали всего лишь 17% бизнесменов, а 10% представителей бизнеса вынуждены были просить отсрочку у поставщиков. Однако самым крайним и самым нежелательным для себя способом закрытия кассового разрыва представители малого бизнеса считают ситуацию, когда приходится продавать свои товары и услуги со скидкой. В прошлом году, например, так вынуждены были поступить 8% предпринимателей.