санкции

Три четверти малых предпринимателей ощутили влияние санкций

Две трети бизнесменов полагают, что России удастся преодолеть их последствия.

73% малого бизнеса в той или иной степени ощутили негативное влияние санкций. Таковы данные данные исследования, проведенного Фондом общественного мнения. Это уже четвертый опрос в рамках всероссийского Лонгитюда Малого Бизнеса (МЛБ).
Самым распространенным негативным последствием для малого бизнеса стало уменьшение числа заказов и клиентов. Об этом заявили 46% опрошенных против 30% кварталом ранее. Другие часто называвшиеся негативные последствия санкций – рост издержек, инфляция, рост цен (41%) и проблемы с поставками (39%).
Введение санкция ухудшило условия для бизнеса. Половина предпринимателей (51%) оценили изменения в I квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом как негативные. Этот же показатель по итогам IV квартала 2021 года составлял 30%, а по итогам III квартала 2021 года – 26%.
54% опрошенных ничего положительного от санкций для своего бизнеса не видит. Однако 32% не исключают позитивные последствия. 13% думают об увеличении спроса на товары и услуги, 12% ожидают снижения конкуренции, а 6% надеются на импортозамещение и развитие производства в стране.
В глобальной оценке ситуации предприниматели более оптимистичны: 65% уверены, что вводимые с февраля жесткие санкции не приведут Россию к экономическому краху. 22% опрошенных придерживаются противоположной точки зрения.
Как сообщали «Новости малого бизнеса», по данным мониторинга, проводимого федеральным бизнес-омбудсменом, антироссийские санкции повлияли на работу 86,8% компаний в стране. Две трети пожаловались на экономический спад и только 10% заявили, что бизнес стабилен или растет.