Необходимость борьбы с распространением коронавируса бесспорна, но вводимые меры иногда непонятны, считает генеральный директор компании «Теремок» в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский.
Почти два года бизнес работает в условиях пандемии и всевозможных ограничительных мер, которые призваны остановить распространение новой коронавирусной инфекции, однако сказываются на производственных показателях целых отраслей экономики. С какими ожиданиями вступает в 2022 год сфера общепита, «Новости малого бизнеса» спросили у Виталия Свидовского как руководителя одного из заметных участников этого рынка…
– Мы планировали в 2021 году достичь уровня 2019-го по ключевым показателям, но не смогли, поскольку различные ограничения не давали работать в полную силу. В 2020-м наша выручка упала на 34%, а прибыль – на 48%. В прошлом году оба показателя существенно приросли – на 42% и 86% соответственно, но этого оказалось мало, чтобы вернуть позиции двухлетней давности.
Кроме того, поменялась структура продаж. Если в 2019 году доля доставки составляла всего 3%, в минувшем году уже 12% заказов приходилось на этот канал продаж.
– Как вы целом оцениваете ситуацию в бизнесе относительно 2020 года и доковидного 2019-го?
– Ситуация нестабильна. Общепит с начала пандемии столкнулся с серьезными вызовами, которые актуальны и сегодня. Это ограничения в работе и дефицит кадров, снижение покупательной способности и изменения в потребительском поведении, рост закупочных цен и налоговой нагрузки. Многие бизнес-процессы меняются, адаптируясь под новую реальность, и это непросто.
– Что можете сказать об ограничительных мерах, вводимых властями? Насколько они адекватны?
– Необходимость борьбы с распространением коронавируса бесспорна, но вводимые меры иногда непонятны. Например, сейчас ввели QR-коды для посещения общественных мест, в том числе ресторанов, но никто не может оценить их реальное влияние на снижение заболеваемости.
В итоге получается, что люди по обе стороны прилавка испытывают массу неудобств, но при этом не факт, что защищены от заражения.
– Как оцениваете деятельность федеральных и региональных властей по поддержке бизнеса? Насколько она соответствует потребностям сферы общепита? Есть ли улучшения, если вспомнить о позапрошлой весне?
– По сравнению с началом пандемии диалог с властями стал проще и продуктивнее. В целом, есть ощущение, что нас слышат и понимают – по крайней мере, ряд мер, таких как обнуление НДС для МСП, серьезно поддержали пострадавшую отрасль.
Но с крупным бизнесом все сложнее: например, мы до сих пор не получили обещанные субсидии, которые должны компенсировать длительный простой фудкортов.
– Какие ожидания от 2022 года? Смотрите ли в будущее с оптимизмом? На что рассчитываете? Чего ждете от государства?
– Как всегда, «Теремок» верит в лучшее и готов много и хорошо трудиться – для повышения эффективности работы в 2021-м мы вступили в национальный проект «Производительность труда».
В 2022 году планируем открыть 5 ресторанов и реконструировать еще два. Продолжим экспансию в Ленинградскую область, будем развивать собственные кондитерские и проект фудтраков.
Предстоит серьезная работа по комплектации штата и развитию HR-бренда. Амбициозная цель – стать одним из лучших работодателей на рынке, сохранить и приумножить лояльность гостей, а также достичь запланированных финансовых показателей. Уверен, все получится.
Светлана СМИРНОВА