PRO.БИЗНЕС и закупки

В канун новогодних праздников северо-западный институт управления РАНХиГС совместно с петербургскими адвокатами провел научно-практическую сессию, посвятив ее правовым рискам предпринимателей в сфере антимонопольного права и госзаказа.

Как будет выглядеть российское законодательство о контрактной системе в ближайшем будущем? Каких возможных неприятностей следует ждать представителям МСП от контрольно-надзорных органов? Будет ли восстановлено доверие подрядчиков к системе госзакупок? Что такое недобросовестная конкуренция и недостоверная реклама на примере розничной продажи автотранспорта и операций с жилой недвижимостью?

Эти вопросы организаторы научно-практической сессии адресовали расширенной группе экспертов, в которую вошли как должностные лица органов власти, так и те, кто профессионально защищают интересы деловых людей – лидеры общественных объединений бизнеса, представители аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, адвокаты.

В числе приглашенных на мероприятие были и «Новости малого бизнеса». Не вдаваясь в детали обсуждения, мы предоставили возможность ряду признанных экспертов прокомментировать свое отношение к проведению такой научно-практической сессии.

Георгий АБЕЛЕВ, председатель общественного совета при УФАС по Санкт-Петербургу:

«Как вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и председатель общественного совета при УФАС, могу сказать, что подобные мероприятия очень важны и для бизнес-сообщества, и для представителей государства. Здесь происходит выработка большого количества интересных решений, которые направлены на то, чтобы реализация законодательства помогала бизнесу эффективно работать.

Это не первая встреча в таком формате, и многие посылы предыдущих форумов уже реализованы. Например, вопросы применения представителями промышленности и отрасли строительства 44-ФЗ – на заседаниях городского Союза промышленников и предпринимателей и общественного совета при УФАС ряд предложений был подан в виде аналитической записки руководителю антимонопольного ведомства России Максиму Шаскольскому и в иные структуры».

Александр ЖЕМЯКИН, председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга:

«Сейчас такое время, когда все бегают и спрашивают: а что будет? Причем ждут не подарков под елку, а скорее всего изменений к реализации законодательства. Дело в том, что по принятой в России привычке, в новый год мы всегда входим с новыми законами. Чтобы, наверное, было веселее, и мы никогда не страдали маразмом.

Нас ждут глобальные изменения. Как говорят федеральные товарищи, с которыми я полностью согласен, фактически реализуется контрактная система 2:0 – электронное актирование, сокращение количества процедур, новые правила отбора поставщиков. Думаю, что все, как всегда, получится нормально. Все должно стать гораздо проще. Новая система поможет еще больше соблюдать тонкую грань между эффективностью, экономией бюджета и пользой для экономики, которую несут поставщики».

Владимир МЕНЬШИКОВ, председатель совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга»:

«Знаю десятки предпринимателей, которые говорят: все, что угодно, лучше меньше зарабатывать, но только не госзаказ – рано или поздно могут прилететь разные неприятности.

Подобные мероприятия как раз и выполняют серьезную задачу по разъяснению, почему не стоит бояться госзаказа – такая работа это ни в коем случае не равно коррупция, и не условие применения каких-то двойных стандартов.

Вторая важнейшая тема, которую все мы видим не только как профессионалы, каждый в своей области, но и как обыватели – это вопросы недобросовестной рекламы или навязанных услуг. Здесь крайне сложно отделить зерна от плевел. Можно ли сказать, что при покупке автомобиля навязанной услугой является кондиционер? Но когда вместе с автомобилем вам просто выставляют счет на обязательную страховку, то это уже перебор.

Мне хочется, чтобы материалы научно-практической конференции видели не только юристы и предприниматели, но и все заинтересованные петербуржцы, потому что мы действительно видим, что просветительские аспекты страдают. Зачастую люди попадают в самые неприятные ситуации не потому, что у них есть какой-то злой умысел, а по своему незнанию. И хотя и говорят, что у нас в стране от сумы и тюрьмы не зарекаются, лучше проводить такие встречи, чтобы не посещали мысли о втором».

Юлия КОСТЕЦКАЯ, заместитель руководителя УФНС России по Санкт-Петербургу:

«Вопрос согласительных процедур безусловно важен для налоговых органов, поскольку с 2007 года мы работаем в рамках риск-ориентированного подхода. Главная задача – подсветить налогоплательщику налоговые риски и помочь в выходе из красной зоны, в полном объеме и в установленные сроки уплатив налоги.

Мы являемся одним из пилотных регионов, где применяются такие процедуры как медиативные соглашения, которые важны как для органов власти, так и для налогоплательщиков. Они позволяют в спокойном режиме прийти к взаимопониманию и обеспечить поступление денег без ликвидации или банкротства предприятия. Мы прекрасно понимаем, что нужны хорошие налогоплательщики, которые уплачивают суммы в бюджет, за счет чего государство может успешно развиваться и реализовывать все социальные программы».

Ольга МИЛОНАЕЦ, руководитель УФАС по Псковской области:

«Антимонопольное законодательство в России – одно из самых сложных. Не секрет, что в различных компаниях нанимают даже отдельных юристов, знающих именно этот раздел законодательства.

Важно показать системные подходы, риски, ошибки для бизнеса, потому что нарушать антимонопольное законодательство сегодня у нас становится очень дорого. Это и штрафы, и большие имиджевые потери на рынке».

Михаил ЛЯСКО, руководитель крупной компании в сфере социального питания:

«Совершенно понятно, что в пандемийной ситуации очень важно взаимодействие между бизнесом и государством, между действующими хозяйствующими субъектами. Необходимо, чтобы предприниматели понимали правила игры, все особенности меняющегося законодательства, что исключит вероятность оказаться в сложном судебном процессе или прямой ущерб для бизнеса. Необходимо чтобы и регуляторы понимали, что происходит на земле.

Антимонопольное законодательство здесь играет очень большую роль. Все, что связано с закупками и регулированием рекламного рынка – это относительно новая для нас сфера. И чем больше мы общаемся и чаще встречаемся, тем честнее разговариваем, спорим, высказываем даже какие-то претензии друг другу. Лучше высказывать претензии в открытом разговоре, чем в зале суда».

Вячеслав ТУКАЕВ, заместитель руководителя УФАС по Санкт-Петербургу:

«С адвокатами мы работаем в последние годы довольно-таки плотно. Большой плюс в том, что как консультанты компаний, организаций и физических лиц, изучив судебную практику, нормативную базу, законодательство, они могут донести информацию в части антимонопольного регулирования. Это очень важно.

Мы обсудили ряд вопросов, касающихся 44-ФЗ, антиконкурентных соглашений, налоговых оговорок, которые представители МНС предлагают внести в конкурсную документацию и контракты. В частности, включить пункты о том, что все юридические лица по нисходящей – исполнители, подрядчики, субподрядчики, обязаны уплатить налоги в соответствие с требованиями законодательства. Здесь какого-то нарушения конкуренции мы не видим. Требования закреплены в федеральном законодательстве и будут касаться всех участников закупок и торгов. От этой составляющей зависит пополняемость налоговой базы и качество жизни каждого гражданина нашего государства.

Идет общение в тесном кругу, когда задается очень много хороших вопросов, ряд из которых мы берем себе на заметку, чтобы применить в своей дальнейшей работе».

Дмитрий КУДРЯВЦЕВ, адвокат, специализирующийся на антимонопольной практике, соорганизатор научно-практической сессии:

«Мы как адвокаты, представители правового юридического сообщества, постоянно видим ситуации, когда клиенты сталкиваются с проблемами во взаимодействии с органами власти. Далеко не всегда претензии антимонопольной или налоговой службы, каких-то иных контролирующих органов вызваны умышленными действиями подрядчиков, предпринимателей, бизнесменов, которые хотят что-либо нарушить, понимая риски. Распространены ситуации, когда нарушения связаны с непониманием представителями бизнеса или спорным толкованием контролирующими органами норм закона.

Крайне важно различное взаимодействие бизнеса и власти, когда предприниматели могут посмотреть в глаза представителям государства, задать вопросы, получить конкретные – не официальные, а живые, личностные ответы. Это нужно и власти – она видит, какие у бизнеса чаяния и проблемы. При всех органах власти существуют общественные советы, но в них отсутствуют юристы, адвокаты, представители образовательных структур. Надо ли говорить, что требуется механизм включения их в такие советы.

Мы считаем очень важным формирование различных медиативных структур и систем, поскольку многие споры можно урегулировать в досудебном порядке, без привлечения предпринимателей к соответствующей ответственности – путем переговоров и обсуждений, когда бизнес готов как-то измениться, переструктурироваться, модифицировать формы своей работы, чтобы в большей мере соответствовать пожеланиям контролирующих органов и, собственно, нормам закона».

Как анонсировали организаторы научно-практической сессии со ссылкой на выступление президента Владимира Путина на ПМЭФ 2021, в 2022 году в России запускаются новые механизмы поддержки малого и среднем бизнеса. Они затронут сферу госзаказа и контрактных отношений. Судя по интересу, проявленному участниками прошедшего мероприятия, продолжение следует…

Игорь ГРОМОВ, фото предоставлены организаторами научно-практической сессии