Про Лялю, Галю и каспера

Лишь чистая случайность позволила избежать беды – из рук юного парикмахера, облаченной в полную защитную амуницию, выпала машинка на свежеподстиженную голову солидного клиента.
Поход за внешним шармом обернулся досадной ссадиной. В петербургских салонах красоты все чаще фиксируют недомогания, а то и обмороки работников, которые вынуждены даже в самый жаркий день следовать неоднозначным требованиям Роспотребнадзора…

Прямо скажем – клиенту повезло: мастер наводила последние штрихи. Куда хуже оказалось, когда бы в голову безмятежно расположившегося в кресле мужчины неожиданно воткнулись ножницы.

Парикмахерские и салоны красоты Санкт-Петербурга и ближайших пригородов облачились в средства индивидуальной защиты 4 типа. Утвердив требования по возобновлению их работы, Роспотребнадзор не учел самого главного – оказывать услуги в таком облачении невозможно. Впрочем, если до этого мастера стрижки и маникюра либо работали «по звонку», либо принимали клиентов на дому (естественно и то, и другое противозаконно), то теперь прежде чем человек с улицы сядет в кресло, администратор салона красоты проводит своеобразный фейс-контроль. После чего подает знак коллеге, надо ли упаковываться в «скафандр», или можно пренебречь защитными мерами.

Каспер для клиента

«Средства индивидуальной зашиты 4 типа – это либо так называемые касперы (комбинезоны), либо халаты, – объясняет корреспонденту «Новостей малого бизнеса» Ляля Садыкова, общественный омбудсмен Ассоциации предприятий индустрии красоты и владелица петербургских салонов красоты «Лаки Лайк» и парикмахерских «Бигуди», – все зависит от местного Роспотребнадзора. И хотя вышло постановление, что якобы проверок не будет, ничего подобного – это только на бумаге и в телевизоре. В касперах сейчас, например, работают все врачи инфекционных ковидных отделений».

Поначалу, кстати, парикмахеров вообще напугали тем, что они будут вынуждены вместе с комбинезонами надевать варежки. Представляете, подходит к вам некто едва ли не в противочумном костюме, и давай перед носом ножницами щелкать. Однако Ляля с улыбкой опровергает страшилку: «Варежки – это уже мем пошел. Нужны перчатки при стрижке, но это опять же невозможно, при захвате вам выдерут все волосы».

«И вы считаете, что наш местный Роспотребнадзор будет лютовать?» – «Я в этом уверена на 99%. Более того, уверена, что это новая возможность для коррупции. Понятно, что все будут решать на местах».

У Ляли Садыковой есть основания для опасений. В чате, где активно общаются парикмахеры из разных регионов России, нетрудно найти высказывания о том, что проверяющие уже установили таксу в размере 3-5 тысяч рублей за отсутствие касперов и перчаток. Кто давно работает в отрасли, воспринимают это, как солнце летом и снег зимой. Практика поборов с салонов красоты широко практиковалась примерно до 2010 года, а все претензии контролеров решались через хрустящие купюры.

Слух о том, что парикмахерским в Санкт-Петербурге разрешат работать, пронесся еще два месяца назад. Мол, Смольный издаст постановление, но лучше закупить СИЗы заранее.
Приобретение касперов на три салона красоты бизнес-класса «Лаки Лайк» обошлись нашей собеседнице в 54 тысячи рублей.

Сколько парикмахерских «Бигуди» из 14, расположенных в гипермаркетах «Лента», выживут после пандемии, Садыкова точно сказать не может. Ведь и комбинезоны, и маски надо менять каждые три часа. А если за стрижку эконом-класса клиент отдаст всего 190 рублей, то на приобретение СИЗов таким объектам «никаких денег не хватит».

Приходят посмотреть, как в зоопарк

«Они стоят сейчас, как космос!» – прибавляя крепкое словцо, отвечает о касперах хозяйка маникюрного салона «Galka Beauty Bar» из Кудрово. Галине Поляковой, можно сказать, повезло. Официально коллеги из Санкт-Петербурга сумеют открыться 29 июня, а в Ленинградской области им разрешили работать еще полтора месяца назад. Из одного региона добраться в другой – лишь улицу перейти.

«Да, мы – Кудрово, – соглашается Галина, – есть работа, мы этому очень рады». И так как маникюрных салонов у хозяйки несколько, в том числе в Санкт-Петербурге, то клиенты ездят в этот «Galka Beauty Bar» из города.

«Мы перекинули мастеров, хотя бы на хлеб по очереди зарабатывают, – говорит предпринимательница, – так спасаемся и вытягиваемся». Необходимость облачаться в СИЗы 4 типа, вызывает у Галины Поляковой целую бурю эмоций. «Мы используем медицинские одноразовые халаты, но это очень дорого, неудобно и выглядит смешно.
Все сидят в экипировке, девочки мучаются, жарко даже с кондиционером. Полуголые люди с улицы приходят на нас, как в зоопарк, посмотреть», – негодует хозяйка «Galka Beauty Bar».

Галина Полякова согласна с Лялей Садыковой – стричь в перчатках невозможно. Она не представляет и то, как в экипировке качественно оказать ряд услуг клиентам в салонах красоты. «Ну, брови сделать можно, а вот как ресницы наращивать в перчатках?» – изумляется бизнесвумен.

Помните про выпавшую из рук парикмахера машинку? Теперь к каждой последующей стрижке девушка готовится, как к серьезному испытанию. «Я ничего не вижу из-за этой маски, и пот по спине льется, пока работаешь, закупоренная в целлофан», – жалуется юный цирюльник.

Заметим, федеральный Роспотребнадзор предоставил своим региональным управлениям право регулировать не только этапы выхода бизнеса из ограничительных мер, но и вносить коррективы в использование СИЗов. Даже интересно, рискнет ли заглянуть в салон красоты главный санитарный врач Санкт-Петербурга Наталья Башкетова, пока ее мастер будет упакован в защитный «скафандр»?

Игорь ГРОМОВ