Туркин – лучший спецпредставитель губернатора…

Тут, как говорится, два в одном: с одной стороны, КИО выполнит указание Смольного по децимации своих рядов, с другой – в когорту спецпредставителей Беглова вслед за «карателем» Коротковым вольётся и «земляной опричник» Туркин

Сносили и сносить будем

Тенденция, однако. Не успела бизнес-общественность облегчённо выдохнуть после того, как куда-то далеко наверх забрали председателя ККИ Андрея Короткова, туда же направилась и Жанна Воробьёва, в течение восьми лет возглавлявшая городской Комитет по образованию. Не исключено, вскоре к ним может присоединиться и начальник Управления по распоряжению земельными участками КИО Андрей Туркин.

Вроде бы, явных причин к этой отставке нет. Но в действительности Туркин давно напрашивается на выход со своей должности. По части чиновной ретивости, вызывающей обоснованное недовольство малого бизнеса, он вполне может соперничать с коллегой Коротковым. Тот умудрился на днях начать масштабную карательную операцию в отношении летних кафе – тех самых, работы которых не одну неделю добивался вице-губернатор Евгений Елин, чтобы как-то снять острое напряжение между представителями сезонного общепита и Смольным.

Ради того, чтобы разрешить рестораторам возобновить свою деятельность, городская власть даже изобрела новый термин – уличная мебель, который позволил в упрощённом порядке вернуть общепит на петербургские улицы. Но чутьё подвело Андрея Короткова, и он привычно взялся за кнут.

Сотрудники ККИ провели рейд, изъяли 90 единиц уличной мебели (столы, стулья, скамейки) и составили 22 административных протокола по фактам самовольного занятия земельных участков. На следующий же день из ККИ в спецпредставители губернатора был «изъят» сам Коротков.

Никаких понижений?

В отличие от своего тёзки Туркин не изымает уличную мебель. Он аккуратно «кошмарит» предпринимателей на вверенном месте, доводя до конфликтов и заставляя платить по полной.

Первые ласточки недовольства стали прилетать от представителей малого бизнеса в самом начале пандемии. Заключая договоры на размещение НТО, управление Андрея Туркина стало назначать размеры оплаты, гораздо выше прежних.

Как прокомментировал «Новостям малого бизнеса» председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, в КИО не ставили в известность предпринимателей о том, что существует возможность применения понижающего коэффициента. Например, торговцам изначально определялся повышенный размер оплаты, который действует при условии реализации слабоалкогольных напитков.

По словам Меньшикова, таким «оброком» чиновники начали облагать, в том числе, небольшие кофейни, которые по своему предназначению и не собирались торговать пивом.

Примерно такую же схему КИО начали применять при расчёте ставки для сезонных НТО, когда к павильону, который занимает 10 кв. м., «пристегивалась» прилегающая площадь в пять раз больше. Дошло до того, что Андрей Туркин подписывал, скажем, договор на размещение тележки с воздушными шариками вместе со всеми подходами к ней. И, похоже, начальника Управления по распоряжению земельными участками КИО нисколько не интересовало то, что тем самым он заставляет либо родителей выкладывать дополнительную сумму за детскую радость, либо разоряет мелкого торговца.

Вместе с тем, Владимир Меньшиков резонно замечает, что установление единой ставки в ряде случаев работает предпринимателям в плюс, поскольку это позволяет расширить ассортимент реализуемой продукции. Допустим, продавать и пиво, получая соответствующий доход. И если рассматривать договорные отношения с КИО с такой стороны, то позиция ведомства выглядит вполне разумной.

Безусловно, рвение Туркина в прежние времена заслуживало бы всяческих похвал от председателя КИО, а то и профильного вице-губернатора: старается человек – каждую копейку в бюджет от коммерсантов тащит. Однако подобная активность явно диссонирует сегодня с принимаемыми государством мерами поддержки малого бизнеса. Вот взмахнул некстати кнутом Коротков, и где он?

Кому на руку неосновательное обогащение?

Тем временем в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области начинается тяжба между ИП Павловская Светлана Васильевна и КИО. По утверждению истца, 02 марта 2020 года она подала заявку на размещение НТО без проведения аукциона, предоставив ведомость инвентаризации земельного участка №53005Г площадью 7 кв. м, согласно которой на указанном участке реализуется исключительно плодоовощная продукция.

Согласно расчету арендной платы, сделанному ГУИОН, её ежеквартальный размер составил 5081, 12 рублей. Однако 11 марта 2020 года вдруг КИО решил, что платить надо больше – 8195,36 рублей в квартал. Причина проста – Смольный установил в текущем году коэффициент динамики рынка недвижимости 1,24, хотя для НТО данного назначения он изначально формировался как 0,50.

Нетрудно догадаться, что в период действия ограничительных мер КИО взыскивал с ИП Павловская Светлана Васильевна плату по новому тарифу, а на все претензии отвечал, что, мол, раз вы подписали договор, значит должны быть со всем согласны. И если не согласны – то идите в Арбитражный суд.

Собственно, туда и отправилась предпринимательница, опираясь на положение закона, что если какое-либо регулирование вступило после заключения договора аренды, то в соответствии с п.2 ст.422 ГК РФ пересматривать плату действующих отношений нельзя. И уж тем более нельзя применять к функциональному использованию территории иные коды, нежели фактическое пользование земельным участком. К тому же в Постановлении № 1379 Смольного предусматривается, что для временных объектов торговли и услуг применяется понижающий коэффициент.

И так как ответчик – КИО – в период с 12 марта по 30 июня 2020 года получил арендную плату, которая превышает первоначально установленную с понижающим коэффициентом, то получается, что он неосновательно обогатился за счет истца – ИП Павловская Светлана Васильевна. Арбитраж с ней, скорее всего, согласится.

Количество таких инцидентов, возникших с подачи Андрея Туркина или его прямых подчинённых, может исчисляться тысячами. И очевидно, что среди предпринимателей растёт недовольство политикой КИО, которое рано или поздно выльется на голову председателя этого ведомства Леонида Кулакова. Достаточно вспомнить массовые акции протеста, проходившие пару лет назад против руководства КИО в лице вице-губернатора Михаила Мокрецова.

Между прочим, своё отношение к предпринимателям Туркин открыто демонстрировал ещё при Мокрецове, пытаясь всячески препятствовать сдаче торговых объектов в субаренду. За три недели до отставки своего начальника он поспешно выбросил белый флаг, заявив в рамках Форума малого бизнеса буквально следующее: «Моим подразделением проработана позиция о бесперспективности дальнейших судебных разбирательств. Потому что кассации комитетом были проиграны. Не видим смысла в дальнейшем применении практики по штрафным санкциям или непродлении договоров».

Децимировать через спецпредставительство…

Кстати, на днях Смольный объявил децимацию.
Слово нам не слишком знакомое – поэтому нуждается в пояснении. Децимацией называли дисциплинарное наказание в армии Древнего Рима, казнь каждого десятого по жребию. Казнить, в буквальном смысле, губернатор Александр Беглов никого не собирается, но отправить восвояси к ноябрю каждого десятого чиновника или работника подведомственных Смольному учреждений – намерен.

Уже сейчас большие и маленькие руководители находятся в несвойственном напряжении – мало того, чтобы требуется подрезать пустые ставки, так придётся расстаться и с частью подчинённых. А это означает – вынужденная экономия фонда оплаты труда и сокращение привычных премий, за счёт которых, на самом деле, и благоденствуют государевы люди с официально скромными окладами. Например, согласно реестру государственных должностей Санкт-Петербурга и реестру должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга основное ежемесячное жалование вице-губернатора не превышает 80 тысяч рублей, а советника градоначальника – 35 тысяч рублей.

Если вспомнить о КИО, то этому органу госвласти предстоит в ближайшее время сократиться с 445 до 436 человек. По сравнению с другими ведомствами – немного. По всей вероятности, сегодня самый удобный момент для председателя Кулакова избавиться от вызывающего оскомину у представителей малого бизнеса Туркина, предложив губернатору забрать «земляного опричника» в спецпредставители.

Глядишь, тогда успеет КИО договориться с недовольными предпринимателями до того, как наступит позорный проигрыш в суде. Да и к применению понижающего коэффициента станут относиться чиновники с должным пониманием, не доводя ситуацию ни до открытого противостояния, ни до «коммерческого самоубийства» малого торгового бизнеса…

Игорь ГРОМОВ