Угроза над бизнесом

Выдержки из письма:

Начальнику Управления Президента
по внутренней политике
А. В. Ярину
Руководителю фракции партии «Единая Россия»
С. И. Неверову

Мы вынуждены обратиться по причине угрозы, которая нависла над малым бизнесом в сфере мелкорозничной торговли в связи с законодательной инициативой Минпромторга по ее регулированию.

В 2016 г. Министерством промышленности и торговли был разработан Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части регулирования мелкорозничной и мобильной торговли. В проекте содержится ряд нужных и важных мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Проект прошел процедуру общественного обсуждения и получил положительное заключение в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия (ID 00/03-24219/03-15/16-35-4), был поддержан предпринимательским сообществом.

Ввиду существенного различия от первоначальной редакции, сейчас речь идет фактически о новом законопроекте, который, как стало известно, Минпромторг планирует внести от имени Правительства РФ в Государственную думу в осеннюю сессию 2018 г. и что изменения в закон о торговле будут внесены до нового года.

Подпунктом 6 п.3 ст.10.2 проекта закона в качестве обязательного условия договора на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта (далее НТО или МТО) установлен: запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, прав по договору на размещение третьим лицам и осуществление третьими лицами торговой и (или) иной деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта;
Этот запрет лишает предпринимателей, получивших земельные участки под размещение НТО, возможности сдавать часть не используемых площадей в аренду другим предпринимателям, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут заниматься строительством собственных павильонов.

Сдача в аренду части НТО, построенных предпринимателями, является обычной и широко распространенной практикой на протяжении многих лет по всей стране. Эта деятельность принципиально не отличается от сдачи в аренду нежилых помещений в капитальных объектах и никоим образом не нарушает прав и законных интересов собственника земельного участка, позволяют стабильно и без задержек выплачивать плату по договору размещения НТО в бюджет субъекта федерации, сохранять рабочие места, выплачивать налоги. Данной возможностью предприниматели пользуются, например, для размещения в НТО вендинговых и платежных автоматов, других сопутствующих видом торговли и услуг, так как для них строительство собственных НТО не имеет экономического смысла.

Оставляя право за государством сдавать в аренду НТО, находящиеся в государственной собственности (п. 6 ст. 10 Проекта), устанавливается запрет на такую деятельность для предпринимателей, ставя в неравные условия государственный и частный бизнес.

В новой редакции проекта закона (п. 7 ст. 10.2) «Договор на размещение заключается на срок не менее 5 лет, но не более 7 лет, и заключается однократно на новый срок, соответствующий сроку прежнего договора на размещение, без проведения торгов по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и являющегося стороной данного договора».

Данная норма ограничивает право предпринимателя на многократное продление договора на размещение НТО, создает надуманный административный барьер, не имеет ни экономического, ни управленческого смысла. В случае если предприниматель в течение двух сроков договора не допускал существенного нарушения его условий, не задерживал сроки оплаты денежных средств за данный участок, то сотрудничество с таким предпринимателем представляется примером грамотной государственной политики. Это позволяет строить долгосрочные планы развития, увеличивать вложения в данный объект, стимулирует повышение уровня налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и стабильности рынка труда.

Толкать добросовестного предпринимателя в этой ситуации на торги означает просто отнять у него бизнес.
В абз. 2 п. 5 ст. 10-1 появилось следующее нововведение:
«Органы местного самоуправления вправе установить дополнительные основания, в соответствии с которыми не допускается включение в схему размещения торговых объектов мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов».

Вышеописанные нововведения являются очередной попыткой чиновников все зарегулировать по примеру спорного опыта одного региона – Москвы, без понимания специфики ведения бизнеса и учета местных условий. В силу своей «жесткости» они будут способствовать уходу предпринимателей в серую зону из-за растущего административного давления, расцвету незаконной торговли, коррупции.

Просим прислушаться к позиции предпринимательского сообщества и не допустить внесения и принятия Государственной думой Проекта федерального закона в предложенной Минпромторгом редакции.

С глубочайшим уважением,
Я. В. Гришина