Владимир Григорьев

Если это нравится – почему нет?

Как сохранить и совершенствовать архитектурный облик Санкт-Петербурга, создавая условия и для комфортной городской среды, и для развития бизнеса…

Владимир Григорьев – главный архитектор Северной столицы и председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, вынужден заниматься жестким администрированием, несмотря на свое творческое начало. Поэтому, похоже, наш разговор то и дело переходил от открытого диалога к ссылкам на правоустанавливающие документы.

Принято считать, что верхом его архитектурного таланта стало здание генерального консульства Финляндии у Спасо-Преображенского собора, а самой большой неудачей – гипермаркет «О’Кей» на Выборгском шоссе. Еще на счету собеседника «Новостей малого бизнеса» Ледовый дворец, банковский комплекс ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу напротив площади Ломоносова, которым главный архитектор может любоваться едва ли не из окон КГА, несколько известных бизнес-центров и, наконец, всеми известная «Галерея» у Московского вокзала.

– Владимир Григорьев пришел во власть на пике обсуждения архитектурно-художественного регламента нестационарных торговых объектов на территории исторических районов Санкт-Петербурга…

– Архитектурно-художественные регламенты отменены в связи с созданием системы нормативных правовых актов в сфере благоустройства. А нестационарные торговые объекты в соответствии с Правилами благоустройства, которые утверждены в ноябре 2016 постановлением правительства Санкт-Петербурга № 961, являются элементами благоустройства. Они внесены в Эстетические регламенты, содержащие типовые внешние виды объектов. При их использовании не требуется разработка проекта НТО и его согласование.

В январе 2017 года Смольный утвердил разработанный нами проект Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства. Он дополнил положения Правил, формулируя требования к внешнему виду и размещению элементов благоустройства.

Были установлены и варианты типового внешнего вида НТО, включая павильоны, киоски, палатки, летние кафе, информационно-торговые мобильные объекты, газетные модули, а также объекты коммунально-бытового оборудования.

– А как вам сейчас ярмарочные домики, к которым начинают привыкать горожане? Насколько стилизация Руси посконной вписывается в интерьеры имперского Санкт-Петербурга XVIII века?

– Ярмарка должна быть явлением временным. Даже слово это – не русское, а как мы знаем, немецкое: Jahrmarkt – рынок раз в году. Поэтому для явления раз в год – наверное, такие домики допустимы. Если это нравится – почему нет?

Разрабатывать какие-то очень жесткие стандарты, раз и навсегда, чтобы эта ярмарка в ближайшее десятилетие выглядела всегда одинаково, тоже, конечно, неправильно. Другое дело, что надо очень внимательно относиться к местам расположения ярмарок. Они должны вызывать только ощущение удобства и интереса в канун какого-то праздника, чем создавать реальные неудобства для жителей.

Вот Сенная площадь. Сейчас она свободна от ларьков и торговых павильонов. Наверное, там уместны народные гулянья и праздники при условии создания программы праздничного оформления.

– Граффити – это художественное оформление фасадов или незаконка? Что скажете?

– Я с трудом себе представляю постановление правительства Санкт-Петербурга про граффити как о самовольной росписи зданий или других сооружений. Абсурд представить, что выпускается какой-то законный или подзаконный акт о незаконных действиях…

Если эта деятельность законна, она должна быть описана определенными процедурами, в тех же Правилах благоустройства. Допустим, граффити – это художественное оформление фасадов. В таком случае это необходимо согласовать в КГА на основании рассмотрения соответствующего предложения художественной секцией градостроительного совета. Можно ведь как поступать – делать все, что угодно, а через какое-то время закрашивать. И вот кто-то будет рисовать, а кто-то – малевать, а кто-то будет закрашивать.

Мне просто кажется, это какое-то неконструктивное действие. Нам вроде есть, чем заняться, хотелось бы избежать бессмысленности. А то получим на фасаде изображение ангела с Петропавловской крепости с лицом из королевства кривых зеркал. Определенное желание выразить себя возобладает над правилами приличия, вот и появляется стрит-арт.

– Слушайте, какие правила приличия, если доходит до того, что в 2011 году в Александровском парке по заказу главы Газпрома – Алексея Миллера, увековечили в бронзе известного зодчего Тома де Томона в облике шотландского химика Томаса Томсона. И выяснилось это… спустя семь лет, в прошедшем августе…

– Ну да, недавно «выяснилось», что Тома де Томон жутко похож на этого химика. Хотя если никто из живущих не видел ни Тома де Томона, ни его изображения, и нет никаких свидетельств о том, как он выглядел, то кто же, с другой стороны, может сказать, что архитектор не был похож на Томаса Томсона?

Представляете, жили они примерно в одно и то же время, правда – Томсон – подольше. А вдруг (улыбается с хитринкой – прим. авт.) по какому-то странному стечению обстоятельств – они родственники?

– Недавно Законодательное собрание Санкт-Петербурга рассмотрело законопроект о предоставлении участков городских набережных в аренду для швартовки водных отелей. Нововведение, по мнению инициаторов, направлено на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Участки набережных будут предоставляться для организации такого бизнеса в рамках государственной программы «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге», а все архитектурные решения в обязательном порядке подлежат утверждению КГА и КГИОП…

– Вопрос необходимо проработать комплексно, совместно с другими профильными исполнительными органами государственной власти. Пока каких-либо решений по данной инициативе не принято, поэтому нет решений о механизмах ее реализации.

Мы попросили архитекторов представить себе, как могли бы выглядеть плавучие гостиницы. Многие коллеги своими работами высказались, что, наверное, это должна быть некоторая стилизация плавсредств, кораблей. Чтобы такие гостиницы не казались чужеродными в водном интерьере.

А что касается мест размещения, то, безусловно, это требует согласования с КГИОП. Как временные сооружения – наверное, такие объекты возможны во многих местах города. За исключением самых охраняемых панорам. На Неве, за мостом Александра Невского – возможно. Мы обсуждали место около стадиона «Петровский», и КГИОП положительно отнесся к этому.

– А если это объекты без лишних архитектурных изысков – ничего особенного, просто крытые плавсредства?

– Достаточно вспомнить причалы Сены. Даже Пьер Ришар живет на барже в центре Парижа. Большое количество плавучих жилищ есть в Амстердаме, и надо сказать, что их стоимость сопоставима со стоимостью недвижимости, которая расположена тут же, на набережной. Но все они довольно низкие, как правило, одноуровневые сооружения, которые не портят панорамы города.

У нас, к сожалению, как только начинают чем-то заниматься, так надо делать пять этажей, десять. Все сразу приобретает какие-то страшные масштабы…

– На фоне снижения выручки торговые сети в Санкт-Петербурге пересматривают концепцию своей деятельности, намереваясь заменить гипермаркеты магазинами «у дома». Эксперты прогнозируют смену формата торговли, в том числе в связи с развитием фермерства и продуктовых служб доставки. Готов ли КГА к массовому открытию объектов малоформатной торговли?

– Многое зависит от того, что именно подразумевается под понятием малоформатной торговли (первые этажи жилых домов, отдельные объекты капитального строительства, НТО либо иное). Пока нет однозначного ответа на этот вопрос, неясно, как и насколько КГА может быть задействован в указанных процессах.

У нас согласно закону действует процедура согласования сооружений, которые располагаются в местах жилой застройки. Надеюсь, что они будут сделаны профессиональными архитекторами. Но в Санкт-Петербурге практически нет государственных земель. Основной массив земли – частный. Поэтому я не думаю, что появление объектов малоформатной торговли примет массовый характер. Главное, чтобы она вела к конечному комфорту проживания горожан.

Конечно, это должно быть художественно оформлено. Небольшие магазинчики очень важны в спальных районах, в новостройках с архитектурной точки зрения: это как раз тот мостик, который мы перекидываем к человеческому масштабу среди каких-то 25-этажных коробок. Я думаю, там к появлению малоформатной торговли надо отнестись очень серьезно.
В любом случае, в рамках своей компетенции и полномочий Комитет по градостроительству и архитектуре намерен максимально содействовать в решении данных вопросов.

Беседовали Игорь ГРОМОВ, Екатерина КРЫЛОВА