Ирина Иванова: «Для развития бизнеса нужны прозрачные законы»

– Почему, впервые за долгое время, депутаты решили проверить чиновников, которые отвечают за улучшение предпринимательского климата в Петербурге?

– Даже Кремль говорит о том, что малый бизнес необходим – это вопрос практически национальной безопасности. Подтверждением тому отчеты КЭРППиТа, который, по идее, сейчас отвечает за развитие у нас в городе малого предпринимательства. Хотя я, так как всю сознательную жизнь занималась вопросами, связанными с малым бизнесом, сказала бы, что стоит вести речь о создании специального комитета в структуре органов исполнительной власти. Ведь судя по официальным отчетам, половина работоспособного населения в Петербурге занята именно в малом бизнесе.
Да, созданы разные общественные советы, как при губернаторе, так и альтернативные, существует несколько ассоциаций, которые представляют интересы предпринимателей. Но об эффективности действующих от имени государства программ поддержки малого бизнеса, почему-то никогда не говорили. А именно это сегодня интересует законодательную власть. Возможно, чиновники, в том же КЭРППиТе, сами нуждаются в помощи?

– Может быть, в этом случае необходимо обратиться к самим предпринимателям? Выслушать их мнения, предложения, просьбы…

– Мы и хотели бы получить обратную связь, потому что программы рассчитаны на этих людей. Сначала будет проведено расширенное заседание при комиссии по промышленности, экономике и собственности. Мы рассчитываем пригласить представителей различных ассоциаций, но, конечно, не сможем включить в число участников заседания весь малый бизнес – это невозможно физически. И если эксперты из ассоциаций, представляющих интересы предпринимателей, смогут что-то возразить или высказать свою, отличную от официальной точку зрения, то это именно то, что нам нужно…
Многие говорят, что для развития бизнеса в первую очередь нужны прозрачные законы, но главное, не надо их менять каждые 2-3 года. Еще одна из преград, которая часто обсуждается – это монополисты. Я считаю, что не может развиваться бизнес, особенно производственный, при таких тарифах.
Или субсидирование арендной платы – это очень существенно, поскольку если у тебя договор о долгосрочной аренде и, точно знаешь, что не выгонят через год, есть основание держать спину прямо. И завтра не потребуется срочно перевозить оборудование и заново проводить электричество на новое место. Вы знаете, что такое процесс согласования!

– Однако малый бизнес в Петербурге – это в основном торговля…

– К производственному бизнесу мы, на самом деле, относим и такое понятие как услуги. Потому что автосервис – тоже производство. И если говорить об услугах кластерного типа, когда при каждом крупном предприятии, как за рубежом, организуются много мелких, которые, допустим, производят комплектующие, то это, конечно, правильно. Нужно двигаться в таком направлении, но у нас малые производственные фирмы снова могут столкнуться с мощностями и арендой площадей. Логично?

– Безусловно. Но хотелось бы вернуться к тому, как отчитываются чиновники за работу с малым бизнесом…

– Отчетами комитетов. В том числе и объемом налогов, собранных в результате работы малых предпринимателей. К сожалению, смертность небольших фирм на сегодняшний день иногда даже превышает их рождаемость, хотя по статистике мы этого не видим.

– Но банки убеждают нас в том, что готовы обеспечить малому бизнесу помощь в виде льготного кредитования. Это так?

– Понимаете, ни один банк ничего не даст, не получив взамен какой-то залог. Желательно, в виде недвижимости. А земля или помещение в собственности есть не у каждого. Договор аренды, естественно, никто не закладывает, да и не нужен он банкирам.
Что касается проблемы микрофинансирования, то надо бить в колокола! Это 180% годовых – минимальная ставка, а доходит до 2500%! Я такого не слышала даже во времена лихих 90-х. Вы представляете себе, что это такое для малого бизнеса? Самое главное, что разумный предприниматель такой кредит и брать не будет – в банк придут либо пенсионеры, которым терять нечего, либо молодые люди, которые очень хотят купить сегодня ай-фон, но не слишком задумываются о завтрашнем дне. Это трагедия, которая может обернуться очень плачевно!

– Раз мы упомянули 90-е года, хотел бы спросить – не сложилось ли тогда обманчивое впечатление, что хорош лишь тот бизнес, который даст прибыль в 300%, а ради 15-25% и шевелиться не нужно?

– Конечно, как говорил Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради прибыли в 300%... Но сейчас такие фирмы долго не проживут. Тот, кто рассчитывает заниматься бизнесом долгие годы, понимает, что это будет свое дело и занятость, он на преступление не пойдет…
Андрей ШАБАНОВ, телепрограмма «Большой город» специально для «Новостей малого бизнеса»

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр Ольховский, экс-депутат ЗакСа Санкт-Петербурга:

– На мой взгляд, было бы правильнее создать центр, где предприниматель, который имеет интересную идею, но не может ее реализовать, за счет заемных средств или оборудования создал бы образец продукции, показал принципиальную работоспособность и качество прототипа. Сегодня в программах поддержки нет критериев оценки – что хорошо, а что плохо. Происходит бессмысленная трата ресурсов. Например, программа «старт-апов» для бизнеса – с барского плеча отваливается аж 300 тысяч рублей для начала реализации проекта, а потом выясняется, что этой суммы вообще не хватает. Может, стоит раздать меньшему числу предпринимателей, но по полтора, два миллиона? Но тогда возникает вопрос – а кому мы отдаем эти деньги? Ведь бюджетные деньги это не новогодний подарок, а вклад в то, что человек завтра поднимется и через налоги вернет бОльшую сумму в городской бюджет.