Ирина Иванова

Ирина Иванова: «Наша форма диалога – уведомление о сносе…»

Прежде всего, очень важно отделить полулегальные торговые объекты от незаконных. Действительно, многие предприниматели сегодня не продлевают договоры, оставаясь на неопределенном сроке, не занимаются улучшением внешнего вида своих НТО. Вместе с тем, они платят аренду и налоги. Рядом работают их коллеги – те, что делятся «налогами» с «теневой» администрацией. Это и ярмарки выходного дня (почему-то они любят торговать не в выходные дни), и «замаскировавшиеся» нелегальные НТО, для опознания которых, наверное, нужно обладать экстрасенсорными способностями.

На мой взгляд, с первой категорией коммерсантов, необходимо вести диалог. Ведь в данном случае перед нами полноценный субъект предпринимательской деятельности. Вторая категория должна быть для власти как красная тряпка для быка. Но нет – все происходит ровно наоборот. Самой распространенной формой «диалога» у нас по-прежнему остается уведомление о расторжении или сносе.

Как выйти из этого конфликта, когда на повестке дня стоит глобальная чистка Схемы размещения НТО? Скорее всего, должна заработать согласительная комиссия из представителей трех комитетов и бизнеса. Там все могли бы четко разобраться: имеет ли право работать конкретный коммерсант на данном участке или нет.

Ведь очевидно, что Схему сокращать нельзя. Это означает почти автоматическое расторжение договоров с владельцами НТО, хоть нам и говорят обратное. Не исключаю, какое-то время чиновники будут закрывать глаза на отсутствие субъекта права в основополагающем документе. Зато городская прокуратура может очень удивиться массовым несоответствиям, и дать предписание ИОГВ расторгнуть такой договор.

Но по факту выходит, что власти проще отказать в продлении аренды, либо вовсе снести объект, чем заниматься согласованиями и соглашениями.

Так сложилось, что у профильного Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка сегодня нет возможности и полномочий управлять тем, что, казалось бы, непосредственно должно входить в его зону ответственности – аренда, подбор альтернативных мест. Все это ложится на Комитет имущественных отношений.

В свою очередь, КИО не хочет заниматься такими ненужными, на его взгляд, вещами, как согласительные комиссии. Ведь это отнимает массу времени и сил. Комитет по энергетике и вовсе не считает нужным общаться лично с предпринимателями, предпочитая решать вопросы через КИО.

То есть у всех государственных структур, от которых напрямую зависит работа небольших предприятий, есть более важные дела, чем отношения с малым и микробизнесом. Что отчасти можно понять. Но в итоге мы даже не можем определить зону отчуждения, в которой предприниматель имеет право поставить свой киоск. Можно ли расположить его в метре от сетей? А если НТО стоит в 80 сантиметрах – это нарушение или нет?

В прессе сегодня появляется информация о намерении властей формировать списки «самостроев» и ликвидировать их. Но понятие самострой – неюридическое и расплывчатое, неплохо бы разъяснить его. Как я понимаю, это веяние пришло к нам из столицы. За некоторыми «самостроями» там признавали право собственности, но все равно сносили.

Не знаю, что вкладывают в это понятие у нас. Одно дело, если ты занял земельный участок, без согласований построил на нем свой объект и, пока тебя не прижали, извлекаешь прибыль. Другой вопрос, если человек возвел НТО, который теперь не соответствует параметрам. К самострою это отношения не имеет. Но какие объекты войдут в этот список «самостроев», мне непонятно. Этот вопрос мог бы стать одним из предметов работы согласительных комиссий. Сразу стало бы видно – предприниматель построил объект без разрешения или все-таки согласовал свою постройку, а потом вдруг выяснилось, что участок расположен над инженерными сетями.

К слову, налоговые сборы от малого бизнеса пополняют муниципальный бюджет. Как он будет сокращаться, и в каких объемах, мы узнаем к концу года. Не исключено, что в этот раз муниципалы задумаются о том, что зависят не только от распределения бюджетных средств из казны, но и от владельцев НТО…