Есть ли жизнь после отмены «вмененки» и «упрощенки»?

Конец каникул

До 2001 года все налогоплательщики обязаны были на общих условиях пополнять Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального и обязательного медицинского страхования (ФСС и ФОМС), а также занятости населения. В сумме с выплачиваемой заработной платы нужно было отчислять 39,5 процентов и, кроме того, сдавать в каждый фонд специальную отчетность.

Однако к наступлению XXI века законодатели преподнесли малому бизнесу подарок: с 1 января 2001 года применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» и «вмененку») компании освобождались от объединенного социального налога. Исключение составляли лишь страховые взносы в ПФР в размере 14 процентов от фонда оплаты труда. А уплачивающие единый налог с дохода в рамках упрощенной системы могли еще и частично вычитать из него «пенсионные» платежи. Но в июле прошлого года законодатели приняли решение о завершении длящихся уже десять лет «каникул» – начиная с 2011 года практически все без исключения компании обязали отчислять во внебюджетные «копилки» 34 процента от фонда оплаты труда.

Разумеется, представители малого бизнеса не рады ожидаемому повышению налогов, а их объединения именуют решение об отмене льгот «катастрофическим» и рисуют апокалипсическую картину. Такие прогнозы были озвучены и на круглом столе, проведенном 7 октября постоянной комиссией по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В частности, ее председатель Александр Ольховский убежден, что ожидаемое повышение ставок приведет к уходу предпринимателей в «тень», выплате «серой зарплаты» и т.д. «При этом фактическая цель — повышение собираемости платежей, достигнута не будет», – убежден депутат.

Весь мир налогов мы разрушим

С ним согласились все участники, хотя никаких конструктивных путей решения вопроса никто предложить не смог: предприниматели говорили о необходимости введения налога «на роскошь», снижения процентов по кредитам для малого бизнеса, «фантастических аппетитах финансово-олигархического мира», предлагали забирать больше денег у квазигосударственных компаний, уличали госорганы в нерациональном использовании бюджетных средств и пр. Так, эксперт Валентин Занин (в прошлом – инструктор райкома КПСС) убежден в необходимости полной реформы фискальной системы, включая отмену НДС, налога на имущество, а для упрощения подсчета еще и уменьшения подоходного налога до 10 процентов. Предлагает он снизить и пенсионные взносы, которыми облагаются все доходы, в том числе получаемые гражданами дивиденды, проценты по вкладам, от продажи личного имущества и пр.

Более конструктивная позиция у Алексея Куликова, управляющего партнера Агентства налоговых поверенных: «Для реального сектора экономики столь резкое увеличение страховых взносов окажет самое губительное действие. Начавшийся некоторое время объективный процесс «обеления» заработной платы будет свернут, и мы опять вернемся во времена, когда значительная часть трудовых доходов выдавалась сотрудникам «в конвертах». Необходимо отметить, что в последнее время надзорные и контрольные органы показали свою полную беспомощность в противодействии «серым» зарплатам, что явно сыграет не в пользу 34-процентной ставки по страховым взносам», – констатирует эксперт.

Однако есть и другая точка зрения: Алексей Максимов, возглавляющий отдел правового обеспечения Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, напоминает, что до 2001 года тариф отчислений в ФСС составлял 5,4 процента, а вводимый в будущем составит всего 2,9. Кроме того, сборы во все внебюджетные фонды не начисляются с зарплаты, превышающей 463 тысячи рублей в год (примерно 38,5 тысяч в месяц) на одного работника – так государство стимулирует работодателей выплачивать сотрудникам легальный доход. А от взносов в ФСС освобождены все выплаты по гражданско-правовым договорам (подряда и т.п.).

Цель повышения, по его мнению, очевидна: в настоящее время бюджет компенсирует выпадающие доходы фонда, связанные с выплатой пособий работникам компаний, применяющих «упрощенку» и «вмененку». По словам Алексея Максимова, ежемесячно только в Центральном районе Санкт-Петербурга на эти нужды расходуется 177 млн рублей.

Но вряд ли этот аргумент стимулирует большинство компаний уплачивать высокие налоги: «Полагаю, что помимо откровенного сокрытия зарплаты, мы увидим всевозможные варианты ее «трансформации» в иные выплаты, которые в соответствии с законом не подлежат обложению страховыми взносами, – отмечает Алексей Куликов. – Особое внимание работодателей я хочу обратить на различные компенсационные выплаты – за использование личного имущества в служебных целях, за разъездной характер работы, за нарушение сроков выплаты зарплаты, суточные при командировках и т.д. Если проанализировать положения Трудового кодекса РФ в отношении компенсационных выплат, то можно обнаружить достаточное поле для деятельности. Главное, успеть сформировать и легально ввести в действие новую систему оплаты труда до конца этого года», – разъясняет налоговый консультант.

К нам едет ревизор

Не меньше, чем увеличение ставок, предпринимателей раздражает и усиление административного бремени: если даже крупные компании до 2010 года отчитывались только перед налоговой инспекцией и ПФР, то теперь каждый внебюджетный фонд стал самостоятельным контрольным органом (медицинские сборы будут администрировать ФСС). Многократно увеличился объем отчетности и число потенциальных инспекций и т.д. Причем проверять ревизоры фондов будут практические те же документы, что и налоговики.

По словам Татьяны Захаровой, возглавляющей отдел организации ревизий петербургского управления ФСС, уже с этого года «упрощенщики» обязаны были вести емкие индивидуальные карточки учета начисляемых страховых взносов по каждому работнику. В то же время проверки ПФР и ФСС будут проводить совместно: «Опыт такой уже есть, и все негативные ошибки мы учли», – отмечает Татьяна Захарова.

Смысла такой реформы никто пояснить так и не смог. Причем, кроме новых затрат у предпринимателей, на ведение учета, отправку отчетности и пр., из-за появления у чиновников дополнительных функций появилась и вторая сторона проблемы – увеличились и расходы бюджета на содержание самих проверяющих. В частности, собственные затраты ПФР в 2011 году относительно года минувшего возрастут более чем на 48 процентов, а ФСС – почти на 40 процентов. Увеличится и суммарный бюджет социального страхования, отчисляемый на административные нужды.

Некоторые действия государства не могут не удивлять. Например, по словам Ирины Илларионовой, заместителя начальника отдела налогообложения юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, все компании обязали платить налог на прибыль с различных бюджетных субсидий (на поддержку малого бизнеса, занятости граждан, компенсацию арендной платы и т.д.). При этом в некоторых случаях такие доходы вместе с расходами дадут нулевой конечный результат, но – компании обязаны вести учет и сдавать декларацию.

Вряд ли объединения предпринимателей, и даже поддерживающие их городские и областные парламентарии, смогут что-нибудь изменить до 1 января. В октябре Госдума планирует рассмотреть представленные федеральным правительством поправки о введении льгот по страховым взносам для редакций средств массовой информации (в том – числе интернет-изданий), некоторых научных учреждений и др. Различные скидки уже предоставлены резидентам зоны «Сколково», созданным организациями инвалидов компаниям и пр. Вопрос об отсрочке повышения ставок страховых взносов для большинства налогоплательщиков не рассматривается.

По словам Татьяны Захаровой, реформы не закончились – через три года планируется отменить зачетный принцип выплаты пособий (больничных и пр.) – компании обязаны будут полностью вносить их в ФСС. Также на работодателей хотят возложить обязанность из собственных средств оплачивать три дня болезни сотрудника (сейчас только два дня). При этом сами пособия по нетрудоспособности будут снижаться – только имея стаж в 15 лет, работник сможет получить 90 процентов от среднего заработка (по действующему закону можно претендовать на 100 процентов при восьмилетнем стаже). Либерализации законодательства в пользу бизнеса или хотя бы самих граждан не ожидается.

Павел Нетупский, «Фонтанка.ру», 08.10.2010