Смерть хостелов на руку апарт-отелям

Малые средства размещения, ставшие визитной карточкой Петербурга, готовятся к своему последнему «горячему сезону». С 1 октября большинству хостелов придётся закрыть бизнес или уйти в тень. Однако, похоже, их клиентов уже вовсю поджидают расплодившиеся за последние два года в Северной столице апарт-отели.

И 500 рублей скидки…

Во вторник, 9 апреля, депутат петербургского ЗакСа Олег Капитанов вместе с президентом Гильдии малых средств размещения Яной Бабиной и парой десятков журналистов провели рейд по хостелам в центре города. Предполагалось, что прямо на месте можно выяснить, как скажется на туристической отрасли Петербурга планируемый запрет на размещение гостиничных объектов в жилых помещениях многоквартирных домов.

Одна из первых точек маршрута – дом-муравейник по адресу: Московский проспект, 8, у Сенного рынка, где находится несколько общежитий для гастарбайтеров. Мы устремились в глубину двора, отыскали по указателям на стенах вход в хостел «Нельсон». Его администратор, молодой мужчина с бородой, продемонстрировал свидетельство о присвоении категории, сообщив, что платит налоги и большую часть доходов тратит на ремонт.

По документам заведение работает вполне легально, имеет отдельный вход, цены – более чем демократичные. Согласно рекламным листовкам на стойке регистрации, отдельный номер здесь обходится в сутки от 800 рублей, одно койко-место – от 200 рублей. Рядом со стойкой – флаеры со скидкой 500 рублей на патент для мигрантов. В заведении имеется сеть Wi-Fi, а правила распорядка вывешены на видном месте. Внутри одной из комнат, куда журналистам удается зайти, предельно скромно, но чисто. Обитательница комнаты без малейшего акцента по-русски объясняет, что здесь живут те, кто приехал в Петербург на заработки.

Мы немного разочарованы. Оказывается, что в «самый трэш» так просто с улицы не попасть, настоящие ночлежки не рекламируются даже на «Авито». Яна Бабина предлагает посетить пару мест в Кузнечном переулке, где по соседству с цивилизованными средствами размещения располагаются и весьма сомнительные. Репортёры рассаживаются по автомобилям телеканалов, остальные занимают места в газели, за руль которой садится сам депутат Капитанов.

Нелегалов не достать

Во дворе дома на углу Кузнечного переулка и улицы Марата местная жительница Марина показывает на окна квартиры на втором этаже, завешанные изнутри какими-то одеялами. Одно из стёкол целиком закрыто плакатом с расписанием трансляций матчей Чемпионата мира по футболу 2018. Женщина объясняет, что водосточная труба рядом с окнами оторвана, потому что по ней прошлым летом частенько забирались внутрь посетители ночлежки.

«Соседи жалуются на ночлежки, а не на цивилизованный бизнес. При принятии законопроекта Хованской проблема никаким образом не уничтожается. Этот правовой акт, к сожалению, ударяет именно по цивилизованному бизнесу. А этих даже не достать, не говоря о том, что их как-то можно регулировать», – замечает перед входом в парадную Яна Бабина.

Внутри на стук в дверь с кодовым замком ожидаемо никто не открывает. Уже по запаху чувствуется, что здесь находится ночлежка. Попытки достучаться в соседнюю дверь приводят к тому, что из неё выходит женщина, однако натолкнувшись на телеоператоров с включёнными фонарями на камерах, пытается скрыться обратно. За долю секунды кто-то успевает заметить и в этой квартире располагается что-то вроде стойки регистрации.

«Вот ночлежка, которая просто внаглую врёт и ведёт незаконную предпринимательскую деятельность в жилом фонде. Вот она – проблема, и её не достать никаким образом. Прямая дорога к развитию коррупции», – резюмирует президент Гильдии малых средств размещения.

В соседней парадной двора – та же картина. По словам местной жительницы, здесь одно время находился притон, куда приходили «совсем опустившиеся» женщины.

«Поначалу был публичный дом. Хозяин квартиры где-то живёт в Америке, по-моему. В милицию много раз обращались», – рассказывает жилец одной из квартир по этой лестнице Павел Дольский. По словам собеседника, один постоялец «нехорошей квартиры» как-то вывалился прямо на него из окна.

Финальной точкой рейда стал милый хостел Soul Kitchen на Набережной реки Мойки. Здесь – совершенно противоположная ситуация. На входе всем журналистам выдали бахилы. Девушка-администратор с готовностью показала объёмную папку со всеми разрешительными документами: согласование перепланировки, медкнижки сотрудников, справки от пожарной инспекции и Роспотребнадзора и многое другое. Спокойно познакомила даже с показывают финансовой документацией, согласно которой, только за 2017 год хостел перечислил около 1,6 млн рублей налоговых отчислений.

Уютные дизайнерские интерьеры этого заведения вряд оставят кого-то просто не могут оставить никого равнодушным. Тем печальнее узнать, что хостел, как и подавляющее большинство других в Петербурге, находится в жилом фонде, а потому окажется вне закона с 1 октября по «закону Хованской».

Кому выгодно

Один из владельцев хостелов, который уже почти с обречённостью ждёт осени, рассказал «Конкретно.ру», что рассчитывает лишь на то, что петербургские власти добьются для таких, как он, каких-нибудь послаблений.

По словам предпринимателя, помимо редких «дизайнерских хостелов», которые бьют все рекорды рейтингов на сайтах Booking.com и Airbnb.ru, основную массу гостей Северной столицы принимают у себя «середнячки» – тоже милые комфортные хостелы, самым главным преимуществом и одновременно проклятием которых стало то, что они расположены в центре Петербурга. А это почти целиком жилой фонд без малейшей возможности перевода в нежилые помещения.

Выйти поутру на канал Грибоедова в Коломне или побродить по мостовой улицы Репина – это то, ради чего, по словам нашего собеседника, люди приезжают в Петербург и останавливаются именно в хостелах. Ещё он с горечью заметил, что за последнее время крайне активизировалась реклама крупных апарт-отелей.

В самом деле: разбор любого конфликта следует начинать с вопроса о том, кому это выгодно? С трудом верится, что депутаты прямо-таки спать не могут, всё о народе думают: как же бедные люди с разгульными хостелами под боком уживаются.

Даже сейчас, когда запрет не вступил в силу, ясно, что без чётко прописанного механизма борьбы с нелегальными средствами размещения первыми, кому достанется, будут те, кого проще достать – работающие вчистую и открыто. Их в первую очередь и пустят под нож. А за разными мрачными ночлежками ещё придётся погоняться. Кто будет следить за их ликвидацией? Скажем иначе, чем заинтересует власть тех же полицейских активно действовать в этом направлении?

Профессионалы рынка давно обсуждают, куда перетекут клиенты ликвидируемых хостелов. В последнее время об этом пишут в открытую. Так во вторник, когда журналисты бегали в рейде по хостелам, портал «Новострой-СПб» опубликовал статью с однозначным названием «Наплыв туристов и закрытие хостелов провоцирует спрос на апартаменты в Петербурге».

В статье приводятся данные, совпадающие с результатами исследований компании Knight Frank, о том, что за последние два года количество строящихся апартаментов выросло в три раза. В конце 2018 года, отмечают аналитики Knight Frank, зафиксирован рост в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года продаж сервисных апартаментов – то есть приобретаемых гражданами для передачи управляющей компании, которая берёт на себя всю работу и выплачивает ренту собственнику. Наконец, количество проектов сервисных апартаментов в 2018 году в Петербурге по сравнению с IV кварталом 2017 года выросло на 67%.

Авторы «Новострой-СПб» так и пишут, что клиентов апарт-отелям «прибавит и скорый вынужденный уход с рынка многочисленных хостелов».

Осталось добавить пару слов о том, что вообще представляют собой огромные апарт-отели, которыми хотят заменить все петербургские малые средства размещения.

Главное отличие в том, что поскольку апартаменты не считаются жильём, то их можно построить там, где возвести многоквартирный дом нельзя в соответствии с градостроительными регламентами. Например, на месте бывшего химзавода. Кроме того, по сравнению с жильём нет необходимости выдерживать нормативы по парковочным местам около дома, по инсоляции помещений, или, скажем, для апартаментов не нужно обеспечивать наличие мест в детских садах и школах и так далее.

Так вот оказывается, кто, похоже, больше всего выиграет от ликвидации «тёплых и ламповых» хостелов! Те, кто заменят их на бездушные, но выгодные апарт-отели с персоналом в белых воротничках, на месте бывших промзон…

Кирилл ЧУЛКОВ, фото автора