Кальян облагородят запреты?

В общем, можно не сомневаться, что после того как поправки «дожмут» и внесут на рассмотрение, кафе и рестораны (в общей выручке которых кальян занимает не столь существенную долю), перестанут предлагать данную услугу. Это значит, что вслед за ними покинут сцену и обслуживающие их мелкие предприниматели, которые составляют практически весь сильно фрагментированный рынок. А как намерены реагировать на изменения сами «кальянщики»?
По словам финансового директора компании Nargilia Бориса Мисикова, сегодня месячный оборот «кальянных услуг» в Петербурге составляет порядка 150-200 млн. рублей. Хотя точная оценка «денежной» стороны вопроса весьма затруднительна: рассуждать можно только о тех заведениях, которые обслуживаются сторонними предприятиями, в то время как некоторые точки общепита предпочитают «разбираться» с кальяном самостоятельно. Кстати, курение кальяна стало столь популярным в России, что порою удивляет даже занятых в индустрии предпринимателей. По уровню потребления этого вида табака россияне находятся на втором месте в мире (лидирующую позицию занимают жители США).
Разумеется, объем мирового рынка кальяна несопоставим с сигаретным и составляет буквально доли его процента. Причем необходимо разделять продажи табака и кальянный сервис – смеси в целом приносят больше дохода, преобладая над обслуживанием. Ведь некоторые потребители предпочитают курить у себя дома.
В свою очередь сервисная ниша (там, где она отдана на откуп) целиком и полностью занята малым бизнесом, что особо отчетливо проявляется в Петербурге. К этому, помимо всего прочего, располагает крайне низкий «входной порог» на рынок: все инвестиции сводятся к покупке самого аппарата и расходных материалов. Востребованность кальянного аутсорсинга объяснима: зачастую для владельца точки кальян – это малопонятный набор из железок и трубок, и даже для того, чтобы просто разобраться в его устройстве, требуется время. В таком случае проще заключить договор со специалистами, чем самостоятельно влезать в узкую сферу.
Как правило, выручка делится с кафе по схеме 50 на 50 или 60 на 40. Известные на рынке бренды пересматривают данное соотношение в свою пользу, но большинству подобная «опция» недоступна. В принципе, бизнес этот выгоден, ведь оплата труда наемных сотрудников, если предприниматель набирает к себе таковых, отнимает примерно 20-25% выручки. Ещё 3-4% уходит на закупку табака, фольги и угля. При этом цена одной порции в Северной Пальмире начинается в районе 250-300 рублей, а ее потолок зависит только от престижности заведения. Тогда как себестоимость «порции» не превышает и 50 рублей.
Впрочем, если бизнесмен не стремится к расширению, сотрудничая всего лишь с несколькими стандартными заведениями, то расходы на «социалку» становятся для него слишком обременительными. Вспомнить хотя бы, что для ИП взносы в пенсионный фонд в этом году достигли 35 тысяч рублей. Хотя отсутствие регистрации не является каким-то исключением для питерских кальянщиков – многие из них не стремятся «выходить из тени» как раз по причине своеобразной налоговой политики, которую проводит государство.
О вкусовых предпочтениях петербуржцев говорить сложно, но из простых смесей посетители ресторанов и кафе выделяют фруктовые и мятные. Основные поставщики табака – Эмираты, США и Германия. Однако даже вкусовым разнообразием уже мало кого удивишь – высокий спрос и конкуренция привели к тому, что кальянный рынок хорошо развит в качественном отношении. «В этом плане Россия идет впереди планеты всей», – отмечает Борис Мисиков. По его словам, стремясь привлечь клиентов, предприниматели внедряют различные новшества, чего не найти в тех восточных странах, где, казалось бы, курение кальяна является частью национальной культуры.
Наши выпускают кальяны с оригинальным внешним видом, ищут рецепты безникотиновых смесей. Ведь табак в данном случае можно заменить сырьем на основе свеклы или специальными пористыми камнями, которые пропитываются сиропом и могут быть использованы повторно. Однако эти субституты пока не особо востребованы у опытных курильщиков.
Каким же путем пойдет кальянный рынок уже через год? Прежде всего, запреты на употребление табака в общественных местах едва ли убьют его. Эксперты сходятся в мнении, что популярные компании, для которых кальян и сопутствующий сервис – профильные активы, останутся на плаву. Увеличив, например, продажи того же табака, ведь торговать им пока никто не запрещает. Предпринимателям-держателям кальянных, в конце концов никто не помешает зарегистрировать заведение с закрытым входом. Которое не будет считаться общественным местом.
По мнению главы питерской кальянной и бонгшопа Виталия Паникевича, те, кто курил в ресторанах, вступят в закрытые клубы (бывшие кальянные) или научатся готовить кальян самостоятельно. Его же заведение в данный момент готовится к реорганизации в общественную организацию, продвигающую безалкогольный досуг для взрослых. Сделать это предприниматели намерены сразу же, не дожидаясь вступления закона о курении в силу.
Среди питерских кальянщиков бытует и мнение, что запрет на курение в общественных местах даже скажется в лучшую сторону на самом качестве потребления. Мол, рядовые посетители кафе начнут курить смеси, а табак уйдет в глубокий андеграунд, что облагородит кальянную культуру.
Так что для любителей подымить вне дома, по-видимому, еще не все потеряно.

Александр Субцельный, «Новости малого бизнеса», фото с сайта http://mytabak.ru