Шашлыки в ресторанах жарят по закону, но жителям окрестных домов от этого не легче

Уик-энд означает свадьбы и банкеты в соседнем ресторане «Тебриз». А свадьбы и банкеты означают густой дым из труб ресторана, окутывающий окрестные дома. Ведь гости желают кушать «мясо на углях», а трубы, через которые выходит дым от этих углей, находятся на уровне 3–4-го этажей соседних домов, в 30 метрах от окон. Жильцам некуда спрятаться от дыма — он проникает даже сквозь закрытые форточки.
К слову сказать, в этом же квартале еще два аналогичных дымящих заведения. Плюс одно неподалеку, на территории парка «Куракина дача». Почти повсюду жители должны либо задыхаться, либо убегать на время оптового приготовления шашлыков куда-нибудь подальше.
Как выяснилось в результате общения граждан с чиновниками, подобная «шашлычная» практика совершенно законна! В территориальном управлении Роспотребнадзора, куда жильцы дома № 29 по улице Шелгунова обратились с коллективной жалобой, им ответили, что «приготовление блюд на мангале в организациях общественного питания в отдельно стоящих зданиях не противоречит требованию СП 2.3.6.2867-11». Это касается даже тех случаев, когда «отдельно стоящее здание» ресторана находится в плотном кольце жилой застройки. Правда, в тексте этих санитарных правил (подписанных главным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко) есть интересное уточнение. А именно: «допускается приготовление блюд на мангале в организациях общественного питания… при условии использования современного оборудования». При этом какое оборудование считается современным, не уточняется.
Проверявшие «Тебриз» сотрудники Роспотребнадзора постановили, что «вентиляция предприятия смонтирована в соответствии с действующими санитарными требованиями». Единственное, что удалось сделать, это предписать ресторану нанять сертифицированную организацию для «замеров, подтверждающих отсутствие негативного влияния на условия проживания жителей микрорайона». По факту отсутствия этих замеров было возбуждено и передано в суд административное дело. Пока ресторан дымит и в будние дни.
С аналогичными проблемами сталкиваются и в центре. Хотя здесь жильцам в какой-то степени везет больше. Во-первых, как уже сказано выше, жарить на открытом огне можно только в отдельно стоящем здании. Во-вторых, здесь на помощь приходят нормы Жилищного кодекса: хозяева квартир могут бороться с неприятным соседом как собственники жилых помещений. Нельзя сказать, что их ждет быстрая победа. Но шанс есть.
Лидер инициативной группы по адресу Казанская ул., 22, Нина Гуркина, по ее собственным словам, лично отправила около 150 писем, прежде чем удалось закрыть расположенный на первом этаже ресторан «Бухарин». Поначалу жильцы тоже исправно получали ответы типа «все законно» — из Роспотребнадзора, из райадминистрации и т. д. Но они не сдавались — писали в прокуратуру, в МЧС, в ГУЖА, губернатору, Путину, Медведеву и т. д. «Нам пришлось дважды написать лично Геннадию Онищенко, чтобы территориальное управление Роспотребнадзора наконец заметило очевидные нарушения у ресторана», — говорит Нина Константиновна. Письма Путину и Медведеву удачно совпали с предвыборной страдой; во всяком случае, в итоге район тоже встал на сторону жителей. В судебном процессе, который инициировали жильцы, администрация выступила третьим лицом. Теперь Нина Гуркина готова делиться опытом с другими товарищами по несчастью.
«Мы периодически задыхаемся — весь дым из трубы идет в квартиры, двор-то колодец, — жалуется Светлана Цылева, соседка «Кавказ-бара», живущая на Итальянской, 37. — Труба выведена по стене со стороны двора чуть-чуть выше крыши, а по СНиПу, кажется, нужно минимум 1,5–2 метра. Стена, будучи несущей конструкцией, является общедолевой собственностью. Стало быть, любые действия с ней требуют согласования со всеми собственниками, однако ресторан этого не сделал». Пока Светлана Павловна никуда не обращалась. Она хочет изучить нормативную базу и права, чтобы на встречах с чиновниками быть подкованной.
Ну а как же быть соседям «отдельно стоящих» заведений общепита? Есть ли надежда у жителей спальных районов? В самом деле, ведь разведение костров и использование мангалов во дворах городским законодательством запрещено. Почему же огромный мангал с трубой считается безобидным? «Наверняка какие-то зацепки есть», — считает Нина Гуркина. Но чтобы заставить компетентные органы работать, жильцам нужно действовать очень активно и массово: «В конце концов, какие бы ни были СНиПы, у людей всегда остается право дышать чистым воздухом».

Ирина Андрианова,
«Новая газета в СПб», 22.10.2012 г.