Алексей Третьяков

Эксперт: Вряд ли предлагаемые нововведения окажут серьезное влияние на реальную жизнь

Минэкономразвития надумало упростить ликвидацию малых и средних предприятий – запланированы изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если документ будут принят, предпринимателям будет достаточно подать заявление в ФНС, чтобы запустить многоступенчатую процедуру ликвидации недействующего бизнеса за 5 дней, все остальное налоговики проведут сами. Требуется выполнить ряд условий: надо входить в реестр МСП, не иметь долгов по зарплате и обязательным платежам, не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства.
Как известно, возможность закрыть компанию по заявлению в ФНС есть и сейчас, однако не все предприниматели ею пользуются.
О том, что принципиально изменится в этом вопросе после внесения изменений в законодательство и какие трудности для предпринимателя могут возникнуть при ликвидации по заявлению высказал свое авторитетное мнение председатель совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
«Парадоксально, но больше всех в упрощении процедуры ликвидации МСП заинтересованы налоговики, – сказал он в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса». — Стремительно растущие расходы на силовой блок требуют от ФНС собирать денег все больше и больше. Мало того, что в отношении них применяют многократно раскритикованную систему планирования «от достигнутого», так еще и в качестве расчетных показателей берут формальную численность малых и средних предприятий, которая в разы меньше фактической».
По словам эксперта, мечта налоговиков - хоть как-то избавиться от «мертвецов», с которых их заставляют собирать реальные деньги. «Кстати, во многом именно этим объясняются недавние массовые внесудебные ликвидации субъектов МСП под предлогом «по юридическому адресу не обнаружены», — утверждает собеседник агентства. — Поэтому, теоретически, предлагаемые меры должны помочь отделить живых от мертвых и получить более-менее реалистичную картину».
По мнению г-на Третьякова, на практике все сложнее. «Те, кто болел ковидом, знают: не так страшна болезнь, как неизбежное столкновение с суровыми реалиями «отоптимизированного» российского здравоохранения с его хаосом и дезорганизованностью, – поделился он. — Увы, во многом по разным причинам это свойственно многим государственным службам, и налоговая — не исключение. Поэтому первая заповедь выживания предпринимателя — минимум контактов с государством: всюду, где есть хоть какой-то шанс от них уклониться — нужно уклониться».
Алексей Третьяков считает, что уровень доверия к нынешним государственным институтам во всех социальных стратах (в том числе и в предпринимательской среде) столь низок, что сложно даже представить себе «замануху», ради которой возникнет желание с ними сотрудничать. «В старом анекдоте бизнесмен задумчиво говорит дьяволу, предлагающему купить душу в обмен на все земные блага: «Понимаю, что кидаешь —пока не понимаю где», — напомнил он. — Так вот, малый предприниматель тоже понимает, что его обязательно кинут, но у него нет даже желания разобраться, где и как. Проще от этой опасной зоны держаться подальше. Поэтому вряд ли предлагаемые нововведения по упрощению ликвидации предприятий окажут серьезное влияние на реальную жизнь».