Владимир Меньшиков

Эксперт: Новая схема ликвидации МСП более приемлема как для бизнеса, так и для власти

Минэкономразвития намерен упростить ликвидацию малых и средних предприятий, внеся изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В этом случае предпринимателям будет достаточно просто подать заявление в ФНС, чтобы запустить многоступенчатую процедуру ликвидации недействующего бизнеса за 5 дней. Налоговая проведет все операции, а от компании требуется входить в реестр МСП, не иметь долгов по зарплате и обязательным платежам, не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства.
Правда, и сейчас есть возможность закрыть компанию по заявлению в ФНС, однако не все предприниматели ею пользуются. О том, почему предприниматели не пользуются существующей сейчас возможностью и что изменится в этом вопросе после внесения изменений в законодательство, «Новостям малого бизнеса» рассказал Владимир Меньшиков, председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга».
«Конечно, не очень комфортно говорить о вопросе ликвидации юридических лиц в разгар экономического кризиса и пандемии, – сказал он. — Однако инициатива, безусловно, положительная. В настоящий момент действительно существует возможность закрытия юридического лица при подаче заявления в ФНС предпринимателем. Однако данная процедура очень сложная, реализуется в несколько этапов и длиться может от нескольких месяцев до полутора лет из-за нелегкого администрирования».
В настоящее время, по словам эксперта, из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с пандемией и многими сопутствующими факторами, не все предприниматели располагают трудовыми, материальными и временными ресурсами для прохождения данной процедуры, поэтому компании часто ликвидируют по инициативе ФНС – то есть принудительно. «Подобный способ ликвидации грозит учредителю и генеральному директору неприятными последствиями – это и пострадавшая репутация, отсутствие возможности регистрировать новые юридические лица в течение трех лет, а также возможное привлечение к административной ответственности, – утверждает Владимир Меньшиков. — Предполагается, что после внесения изменений данная процедура гораздо упростится, ведь большинство административных моментов возьмет на себя налоговая служба. Кроме того, это будет существенная экономия для бизнеса, что в наше нелегкое время также крайне важно».
Новая интерпретация закона, по его мнению, более приемлема как для бизнеса, так и для власти, поскольку делает процесс более быстрым и прозрачным, что как раз снижает злоупотребления в данной сфере. «Ведь в момент ликвидации юридического лица, предприниматель разорён и зачастую как физическое лицо находится в предбанкротном или даже банкротном состоянии, поэтому важно упростить ему выход из кризисной ситуации» – сказал Владимир Меньшиков в заключение беседы.