Станислав Исаков

Эксперт: Система закрытия организации становится прозрачной и простой

Минэкономразвития РФ намеревается упростить ликвидацию малых и средних предприятий. Изменения планируется внести в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Если подобный документ будут принят, то предпринимателям будет достаточно просто подать заявление в ФНС, чтобы запустить многоступенчатую процедуру ликвидации недействующего бизнеса за 5 дней. Налоговая служба проведет все операции сама. От компании требуется выполнить ряд условий, в частности: надо входить в реестр МСП, не иметь долгов по зарплате и обязательным платежам, не находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства.
Возможность закрыть компанию по заявлению в ФНС есть и сейчас, однако не все предприниматели ею пользуются.
На вопросы о том, почему предприниматели не пользуются существующей сейчас возможностью и что принципиально изменится в этом вопросе после внесения изменений в законодательство, какие подводные камни для предпринимателя могут возникнуть при ликвидации по одному заявлению и возможны ли злоупотребления со стороны бизнеса, если да, то какие, «Новостям малого бизнеса» рассказал Станислав Исаков — представитель компании — члена Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России», старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-Консалт».
«На сегодняшний день процесс ликвидации малых и средних предприятий включает в себя ряд действий: помимо заявления о ликвидации, предпринимателям нужно представить бухгалтерский баланс, связаться со службой занятости на предмет увольнения сотрудников, снять с учета кассу, а также опубликовать информацию о предстоящей ликвидации в «Вестнике государственной регистрации», что несет дополнительные расходы на нотариуса, – пояснил «Новостям малого бизнеса» эксперт. — В этой связи некоторым предпринимателям проще не ликвидировать организации в установленном законом порядке, а пренебречь этой процедурой. Такая практика влечет дополнительную нагрузку на государство, а также может привести и к негативным последствиям для самого предпринимателя».
Эксперт напоминает, что в связи с этим Министерство экономического развития совместно с Федеральной налоговой службой России готовит законопроект, который упросит процедуру ликвидации бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). «Суть его заключается в том, что если законопроект будет одобрен, то закрыть предприятия субъекту МСП, при соблюдении определенных условий, можно будет посредством одного только заявления, которое подается непосредственно в ФНС, которое, в свою очередь, самостоятельно проводит проверку на предмет возможности закрытия организации и её ликвидации». Таким образом, по его словам, меняется сама процедура – это и есть принципиально новое в этом законопроекте.
«Данная процедура упрощенной ликвидации имеет ряд преимуществ. Во-первых, для предпринимателей – система закрытия организации становится прозрачной и простой, – уточняет Станислав Исаков. — Во-вторых, для государства преимущество данного способа заключается в том, чтобы воспользоваться упрощенной системой закрытия, предпринимателю нужно, чтобы бизнес был «чист», что позволит государству избежать злоупотребления со стороны предпринимателей в виде вывода активов, не исполненных обязательств и так далее, а также избежать проблемы «брошенных» организаций, которые государство вынуждено закрывать в административном порядке, что также имеет ряд негативных последствий для предпринимателей: наложение штрафов, взыскание задолженностей и так далее».
Вместе с тем, добавили в пресс-службе «Деловой России», существует ряд специальных условий для ликвидации организации по предлагаемой процедуре. Так, чтобы закрыть предприятие в упрощенном порядке, нужно, чтобы у ликвидируемого предприятия не было задолженности перед кредиторами, оно не являлось плательщиком НДС, не имело неисполненных обязательств и не находилось в процессе ликвидации или банкротства.
«В том числе ликвидируемое предприятие не должно быть в процедуре уменьшения уставного капитала. Также предъявляется и «имущественный ценз»: у субъекта МСП не должно быть недвижимого имущества и транспортных средств, – подчеркнул Исаков.