Алексей Третьяков

Эксперт: Это удар, который может добить общепит окончательно

C 26 октября вступили в силу планы городского правительства об ограничении работы заведений общественного питания в ночное время, о чем на прошлой неделе сообщил вице-губернатор Евгений Елин. Грядущие изменения уже окрестили «комендантским часом».

В Смольном с таким названием не согласны, но сути дела это не меняет: этот бизнес ждут новые ограничения – запрет работать с 11 вечера до 6 утра. Новую ситуацию «Новостям малого бизнеса» прокомментировал глава совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
«Существенное падение доходов населения из-за девальвации рубля и коронавирусных ограничений, резкое снижение туристических потоков – все это здорово подкосило общепит и многих привело к банкротству – утверждает собеседник портала. — Поэтому введение комендантского часа для баров и ресторанов – тот удар, который может эту сферу добить окончательно. Разумеется, ничего пристойного по этому поводу предприниматели не думают». К тому же, по его мнению, даже у тех, кому чудом удастся выжить, все равно останется вопрос – а не придумает ли власть еще каких-нибудь запретов в качестве контрольного выстрела?
Да и уровень компетентности принимающих решения вызывает некоторые сомнения, отметил наш собеседник. «Так, например, идея вице-губернатора о том, что после 23-х часов петь и танцевать лучше дома, показывает, что он просто не знаком с городским «законом о тишине», прямо подобное запрещающим, — считает Алексей Третьяков. — Нельзя забывать и пресловутый «закон о наливайках»: хоть он и был сразу же после принятия фактически отменен, уверенности, что его не попытаются завтра возродить под новой личиной, нет. В результате единственное, в чем твердо уверен городской малый бизнес – это в своем завтрашнем дне: такой похоронный завтрашний день ему точно не нужен».
По его мнению, главный же вопрос – во имя чего на самом деле и насколько оправданы жертвы общества в целом и предпринимателей в частности? Ведь, судя по разъяснениям врачей, никакие маски и «социальные дистанции» прекратить эпидемию не смогут, она прекратится естественным образом, когда у значительной части населения выработается иммунитет. А ограничения лишь в состоянии растянуть этот процесс, снизив пики заболеваемости. «Так, может, оно того не стоит? – задает вопрос г-н Третьяков и сам же отвечает. — Увы, оказывается, другого выхода уже просто нет. Это косвенно подтвердил и Евгений Елин, отвечая на вопрос об ущербе для баров и ресторанов после введения комендантского часа: «Придется им смириться. Их влияние с точки зрения занятости, прибыли на общую экономику города незначительное. Суммы потерь невелики по сравнению с теми издержками, которые мы несем на медицинскую систему».
Вот это и есть та ключевая точка, в которой, как говаривал президент СССР, «собака порылась». «За три десятилетия безудержных реформ и бесконечных оптимизаций удалось некогда одну из лучших в мире советскую систему здравоохранения, легко пресекавшую в зародыше эпидемии чумы и холеры и готовую противостоять даже бактериологической войне, перестроить по коммерческому западному образцу, – констатировал глава совета Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. — И теперь полуголодная российская Золушка-медицина ни к одной нештатной ситуации не готова: не хватает ни коек, ни (что много важнее) врачей и медсестер. Так что малому бизнесу настоятельно предлагают заплатить дважды: если первый раз на его налоги строили фантастически дорогие стадионы, мосты и дворцы, то теперь своим банкротством ему придется ответить за то, что деньги расходовались не совсем верно, и на медицину не хватило. Какое отношение малый бизнес имеет к распределению бюджетных средств – вопрос риторический: он уже давно назначен на роль современного «пионера, который в ответе за все».