Леонид Гарбар

Фудтраки будут интересны не бургерами и картошкой фри, а национальными блюдами народов России

По мнению ресторатора Леонида Гарбара, фудтраки могут стать приманкой для туристов со всего мира.

Смольный презентовал новый формат уличной торговли: В Приморском парке Победы открылся фестиваль фудтраков, который продлится до конца сентября. Если много фудтраков в одном месте оправдают себя, то ярмарки на колесах вырастут в разных районах города.
Корреспондент «Новостей малого бизнеса» попросил известного в Петербурге ресторатора Леонида Гарбара поделиться мнением о развитии нового вида стритфуда.
«Мы с вами хорошо помним, как в Советском Союзе стояли лотки с пирожками, которые пользовались активным спросом, — отметил он. — Фудтраки – это примерно то же, только в увеличенном формате и с более широкими возможностями. Одними пирожками они не ограничатся, будут еще и напитки и всем известные и поднадоевшие бургеры. Если учесть, что стритфуда у нас в Петербурге не так много, а на Невском проспекте торгуют сосисками и кукурузой с тележек, то понятно, что конкуренцию фудтракам составлять, по большому счету, некому. Ну разве что своеобразным НТО – прицепам, поставленным на кирпичи у станций метро, играющих роль мобильных точек торговли. По ним, наверное, конкуренция ударит».
Ресторатор считает, что городу для удобства и бизнеса, и клиентов следует, во-первых, не устанавливать драконовскую арендную плату на кусочек земли под фудтраком, а во-вторых, обеспечить его необходимой инфраструктурой: электроэнергией, водой, регулярным сбором отходов. «Мне кажется, что специализированный фудтрак должен иметь сертификат Роспотребнадзора или иной организации, отвечающей за безопасность питания, — говорит Леонид Гарбар. — Это в интересах власти, чтобы люди не рисковали здоровьем».
На вопрос, готов ли он сам заняться фудтраками, предприниматель ответил уклончиво, но рассказал об опыте участия в ярмарке фудтраков на площади Островского: «Во время ЧМ-2018 Катя Шаповалова, («Гастрономическая карта России») провела вояж по всем регионам, где проходили футбольные матчи. Это был такой автопоезд из 11 фудтраков, каждый из которых представлял один из городов, принимающих мундиаль. Завершалось путешествие в Петербурге на площади Островского. Я там торговал пирожками. Хорошо поработали».
По мнению Леонида Гарбара, фудтраки могут стать приманкой для туристов со всего мира. Но только в одном случае – если будут торговать не бургерами и картошкой фри, как в Макдональдсе, а национальными блюдами народов России. В Петербурге живет больше 150 разных народностей, и у каждой есть свое национальное блюдо, которое легко можно приготовить в фудтраке – русские пирожки и блины, татарские эчпачмаки, грузинские чебуреки, хачапури и хинкали, карельские калитки, узбекские манты, самса и беляши, сибирские пельмени. Перечислять можно долго.
Что касается распределения мест под ярмарки фудтраков, то об этом можно делать выводы по опыту распределения мест для Рождественской ярмарки. «Я участвовал однажды в комиссии, отбиравшей участников Рождественской ярмарки, — поделился Леонид. — Был момент, когда одна компания подавала 18 заявок с разными концепциями. Но площадка небольшая, нельзя было ставить участников с одинаковыми блюдами. Поэтому старались, чтобы были представлены разные кухни. Когда в комиссии 10-12 человек, тяжело говорить о коррумпированности. Подкупить одномоментно 12 человек сложно».