Александр Абросимов

Медиация: максимальная экономия времени и ресурсов предпринимателей

Уже три года в стране официально действует служба по мирному урегулированию бизнес-споров. Александр Абросимов призывает предпринимателей учиться договариваться и делиться.

По информации председателя координационного совета некоммерческого партнерства «Лига Медиаторов» Татьяны Пилецкой, в 2010 году был принят федеральный закон 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», положивший основу развитию медиации. «В судах невозможно достичь разрешения конфликта, потому что там всегда есть победитель и побежденный, а решение принимает третья сторона, судья, — говорит она. – Медиация же процесс добровольный, здесь все стороны равны и решение вырабатывается совместно всеми участниками процесса».
Как сообщает корреспондент портала «Новости малого бизнеса», перечень организаций, занимающихся медиацией, можно узнать в Арбитражном суде. Сегодня Арбитражные суды завалены делами. По словам судьи Марии Троховой, на рассмотрение одного дела по процедуре положено 20 минут. «Дела постоянно откладываются и переносятся еще и потому, что представители сторон заинтересованы в их затяжке, чем дольше длится рассмотрение, тем больше их заработок», — пояснила судья Арбитражного суда.
В позитивности процесса медиации уверен бизнес-омбудсмен Александр Абросимов. «Татьяна Пилецкая хорошо отразила суть медиации — максимальная экономия времени и ресурсов предпринимателей», — отметил он. По его словам, если процесс медиации завершен, конфликт прекращается. «В судах процесс может продолжаться без конца, — говорит он. — Поэтому мы призываем предпринимателей учиться договариваться. На всех встречах и круглых столах я всегда подчеркиваю: «Если вы идете в бизнес, нужно уметь договариваться и делиться».
Своеобразную роль переговорщика играет Торгово-промышленная палата. Но если она пытается решить проблемы бизнеса и власти на общественных началах, то Уполномоченный по защите прав предпринимателей – на законных основаниях. Александр Абросимов рассказал, что конфликт между КУГИ и застройщиком, который затянул строительство и нарушил срок исполнения инвестиционного договора, в результате чего последний был расторгнут и здание, в которое вложили 70 млн рублей, осталось незавершенным, удалось решить за столом переговоров. «Дело уже дважды рассматривалось в Арбитражном суде, — пояснил он, — но на третье заседание мы придем с мировым соглашением».
Медиаторы могут помочь в урегулировании любых конфликтов: споры по поставкам, корпоративные споры, банкротства, любые договора купли-продажи, трудовые и семейные споры. Они, по закону, не могут принимать участия в досудебном разрешении уголовных споров и ювенальных проблем, хотя, до принятия закона, и такие вопросы могли быть решены в досудебном порядке.
«Недостаток медиации в том, что медиаторы разрешают споры только между предпринимателями, — отметил Александр Абросимов, — и не имеют права помогать договариваться предпринимателям с органами государственной власти. Но для этого есть наш институт, мы заключим соглашение с Лигой медиаторов и будем привлекать их для мирного урегулирования таких споров».

Справка «Новостей малого бизнеса»:
Медиация родилась еще в первобытнообщинном строе, в роли медиатора тогда выступал вождь, в средние века эту роль исполняло духовенство. В России медиация широко распространилась в XIX веке, когда работали купеческие суды. В XX веке медиация распространилась в США (споры с профсоюзами). Сейчас и США и в Европе досудебное урегулирование споров является обязательным.