Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов: плюсы и минусы

Президент РФ Владимир Путин предложил объединить Верховный и Высший Арбитражный Суды. По его словам, это делается в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также споров с государственной властью и органами местного самоуправления.
«Без сомнения, единый подход — дело хорошее, — отметил в беседе с корреспондентом «Новостей малого бизнеса» адвокат, член Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Константин Ерофеев. — Но только при условии, что это правильный подход».
Эксперт подчеркнул, что до недавнего времени совершенно не высказывалось мнение о неэффективности ВАС, его плохой работе, ненужности. Наоборот, в адрес ВАС раздавались славословия. И действительно, при всех недостатках (которые есть в любой структуре, тем более, такой масштабной), ВАС довольно успешно занимался кодификацией судебной практики, издавал актуальные для бизнес-сообщества письма и постановления.
Как обстоит дело с обжалованием решений судов в надзорной инстанции (Верховный суд) в настоящее время, вам расскажет любой практикующий юрист, говорит Константин Ерофеев. Поэтому многие юристы сейчас высказывают свои симпатии и предпочтения арбитражной системе. Тем более, что арбитражная система наладила электронный документооборот, в немалой степени уменьшив бюрократическую рутину и неразбериху.
«Не получится ли так, что армия судов общей юрисдикции растворит в себе полк судов арбитражных, в том числе и с имеющимися наработками и достижениями?», — задается вопросом Константин Ерофеев.
По его мнению, в рамках арбитражного судопроизводства предпринимателю легче «отбиться» от чиновника, чем гражданину в мировом суде. «Вспомним тенденцию признавать неоспоримым доказательством показания сотрудника ДПС или Госпожнадзора, — говорит адвокат. — Какие тенденции одержат победу в новом Суперсуде, большой вопрос».
«Эффективность арбитражного правосудия подтверждает и тот факт, что в России до сих пор в зачаточном состоянии существует система третейского правосудия. Но если в результате объединения судов система арбитражного производства утратит свои привлекательные для предпринимателей стороны, то госпошлины «перетекут» к третейским судьям, а то и в систему международного арбитража, чем будет нанесен ущерб госказне», — не исключает эксперт.
Кроме того, по словам г-на Ерофеева, обе судебные инстанции имеют специфическую компетенцию, существование судов общей юрисдикции и хозяйственных судов отражает общемировую тенденцию к их дифференциации. Как отражение этой тенденции правоведы видели создание системы административных судов, существование уставных судов и относительную автономность военных судов.
«Теперь Фемида повернулась на 180 градусов. Можно только гадать, к каким это приведет последствиям», — сказал в заключение Константин Ерофеев.