Зачем мы финнам – зачем они нам? Бизнес-взгляд

17 процентов финских компаний, относящихся к МСП, не имеют опыта трансграничного сотрудничества и не собираются его получать.
Такие, неожиданно высокие цифры озвучили эксперты под завершение 2020 года.

Исследование провели координаторы проекта INCROBB от Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – Анги Схевидиани и Антон Тихомиров. Оно касалось анализа факторов приграничного сотрудничества в целях повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в Северной столице.

Завершилась программа приграничного сотрудничества «Россия – Юго-восточная Финляндия 2014—2020», ее создали для поддержки совместных проектов по внешним границам ЕС с финансированием со стороны Евросоюза, Российской Федерации и Финляндской Республики.
Поэтому важно было выявить возможности и препятствия для устойчивого трансграничного сотрудничества малых и средних предприятий Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Юго-восточной Финляндии.

В рамках этого проекта проводились исследования и разрабатывались механизмы, способствующие ускорению, углублению и интенсификации приграничного сотрудничества. Собирались и анализировались данные, связанные как с работой и установлением взаимодействия с малым бизнесом, так и с возможностью создания дополнительных рабочих мест для того, чтобы частично занятые эксперты и специалисты получили работу, связанную с трансграничным сотрудничеством между тремя регионами.

Главный фактор

Анкетирование проводили в апреле-мае 2020 года среди российских и финских МСП. Было опрошено 168 российских и 86 финских компаний. Для начала всех разделили на две группы: тех, кто имеет опыт трансграничного сотрудничества и тех, кто не имеет.

В первой группе выделили на тех, кто уже работает, и тех, кто предпринял попытки, но не сумел выстроить отношения по разным причинам, в том числе и потому, что потерпел неудачу.

Вторую группу разделили на тех, кто рассматривает возможность трансграничного сотрудничества и не рассматривает.

В зависимости от группы анкетируемым предложили разные вопросы. В итоге результат во всех группах оказался неожиданно более связанный с психологией, чем с бизнесом непосредственно. Ключевым вопросом стало взаимное доверие, и этот фактор затем изучали отдельно.

В целом в российском сегменте 72 процента опрошенных фирм имеют опыт трансграничного сотрудничества, из них 54 процента продолжают работать с иностранцами на конец 2020 года. 18 процентов сотрудничали ранее, 6 процентов имели неудачный опыт, 22 процента респондентов не имеют опыта работы с иностранцами на момент опроса.

С финской стороны 49 процентов опрошенных компаний продолжали работать с иностранцами к концу 2020 года. 16 процентов работали ранее, 2 процента имеют негативный опыт.

И, как было сказано ранее, 17 процентов участников анкетирования не имеют опыта трансграничного сотрудничества и не хотят его получать. В целом среди факторов, которые, по мнению опрошенных, способствуют повышению эффективности трансграничного сотрудничества, выделили:

1. Взаимное доверие
2. Общее видение и понимание целей
3. Эффективные средства коммуникации

Меры по установлению доверительной среды компании предлагают такие:

1. Достижение экономических выгод. То есть если экономический успех достигнут, то это способствует установлению более высокой степени доверия
2. Выделение времени на установление сотрудничества
3. Использование опыта ранее выполненных проектов. Имеющийся опыт является важным фактором поддержания трансграничного сотрудничества.

Непонятно, с чего начать

Среди проблем трансграничного сотрудничества российские анкетируемые выделили:

1. Отсутствие господдержки
2. Недостаток финансовой поддержки
3. Высокие транспортные расходы (тут исследователи сомневаются, что в отношении финских компаний такая проблема возникнет).
4. Ковид 19

Барьерами к сотрудничеству назвали:

1.Низкую осведомленность о потребительском спросе в рассматриваемой стране-партнере
2. Высокую конкуренцию на международных рынках
3. Непонимание, с чего начать

Финским респондентам задали вопрос, каков самый эффективный способ найти партнера за границей. Ответы распределились так:

1. Найти через интернет
2. Использовать трансграничную сеть для получения совета (INCROBB)
3. Посетить торговую выставку
4. Использовать СМИ

При этом обращение в торговые палаты своей или другой страны оказалось достаточно непопулярным. Таможенные вопросы и сертификацию опрошенные также не выделили в число главных препятствий, но отметили как возможные факторы затруднения.

В целом, по данным Минпромторга, товарооборот России и Финляндии упал в 2020 году на 30 процентов. При этом наша страна, как убеждают финны, продолжает оставаться одним из основных торговых партнеров (1 место занимает Германия, 2 – Швеция, а мы на 3 месте).

В России сформированы несколько иные приоритеты внешнего взаимодействия с бизнесом: 1 место по товарообороту принадлежит Китаю. 2 – Германии, 3 – Нидерландам, 4 – Белоруссии, 5 – Великобритании. А Финляндия находится аж на 15 месте.

Тем не менее, ТПП РФ реализовала пятилетнюю программу российско-финляндского сотрудничества в торгово-экономической сфере. Основное сотрудничество проводилось в гражданском судостроении, лесопромышленном комплексе, машиностроении, информационно-коммуникативных технологиях, энергетике и обращении с отходами. Последнее занимает в Финляндии важное место. Сейчас страна выходит на переработку отходов текстильного производства, потому что все больше крупных компаний используют именно этот материал в пошиве одежды сегмента масс-маркета. И предприятиям из России в настоящий момент предлагается сотрудничество в этой сфере.

Екатерина КЛИМИНА