Артем Темиров

Это коснется всех и кафе может не пережить кризис

Наша главная задача – обеспечивать работу проекта и финансовую безопасность участников коллектива

Во-первых, отнестись к происходящему необходимо максимально серьезно и не исходить из того, что это не коснется вашего бизнеса. Это коснется всех. Поэтому нужно в первую очередь оптимизировать все расходы и убрать необязательные траты. Нужно написать всем поставщикам письмо о наступлении форс-мажора и о переходе в коммерческих взаимоотношениях в эту плоскость.

Это значит, что в случае если у вас в этот сложный период возникнут долги перед поставщиками, и вы не сможете расплатиться по ним в срок, платить по ним все равно придется, но без начисления пени и штрафов.

Обязательно направьте письмо своему арендодателю, где также опираясь на пункт в договоре о наступлениях форс-мажора, честно опишите ситуацию, падение выручки и попросите скидку на аренду хотя бы на два месяца. Если кафе не закрыто на карантин, и вы продолжаете зарабатывать, не просите отмену аренды, просите конкретную скидку. Не каждый арендодатель согласится, но уже есть такие случаи.

Многие рекомендуют оптимизировать расходы, в том числе, за счет сотрудников. В общепите это считается нормой. Я не могу себе представить этого и считаю, что это недопустимо. Лучше урезать другие расходы и понизить зарплаты тем, кто получает больше других, но увольнять кого-то в такой ситуации бесчеловечно.

В мае 2013 мы, пятеро основателей – они же работники, начинали кофейный кооператив «Черный» как радикально-демократический: полный отказ от идеи наемного труда, равное распределение прибыли и посменное чередование всех рабочих обязанностей. Каждый делает все. Со временем команда сильно выросла, и мы перераспределяем многие задачи. Есть рабочие зоны ответственности, внутри них за любые операционные процессы отвечает один или два человека. Каждый год команда внедряет новые принципы в работу.

В этот сложный период, если вы в кафе подавали еду, обязательно начните доставлять ее. Многие постоянные посетители хотели бы продолжать есть свои любимые блюда и с удовольствием будут заказывать. Наладите ли вы доставку своими силами или с помощью агрегатора – это уже исходите из своих ресурсов.

Если вам есть, что продавать онлайн – обязательно продавайте. Например, мы в кооперативе «Черный» исходим из того, что общепит в Москве закрыт указом правительства, поэтому все свободные ресурсы направляем на развитие онлайн-продаж нашего кофе в зернах. Мы решили, что наша главная задача – обеспечивать работу проекта и финансовую безопасность участников коллектива, поэтому если работы в кофейне будет меньше, мы к этому моменту должны вырасти в онлайне, чтобы дать возможность продолжать работать всей команде.

Если у вас нет продукта, который реально продавать онлайн, и вы не можете переориентироваться на то, чтобы такой продукт у вас появился, то скорее всего у вас возникнут проблемы и ваше кафе может не пережить этот кризис.

И конечно, любое кафе может продавать подарочные карты и депозиты. Ваши посетители могут перевести сумму, которую потом они смогут потратить в вашем кафе.

Артем ТЕМИРОВ, сооснователь кофейного кооператива «Черный» (Москва)