В Питере – лечить

– Прошлый год стал рекордным по количеству туристов, приехавших в Санкт-Петербург за последние десять лет. Что показал минувший «высокий» сезон?

– Мне не очень нравятся формулировки «сезон» и «не сезон». Такой город, как наш, может быть привлекательным круглый год, потому что русская зима ничуть не хуже, чем петербургское лето.

За первые шесть месяцев отмечен 4-процентный рост въездного туризма и порядка 10% – внутреннего. Делать прогноз на будущее не берусь. Конечно, мы ожидаем приток гостей, но не в пропорциях 2015 года. Тогда решающим фактором стало увеличение числа туристов из Китая (+ 77% по сравнению с 2014-м), а также повышение объемов внутренних путешествий из-за ограничения на посещение курортов Турции и Египта.

Сегодня наша задача сделать Санкт-Петербург привлекательным не потому, что больше некуда ехать. Мы разрабатываем новый бренд, который станет альтернативой «белым ночам» (в Хельсинки, к примеру, они не темнее) и привлечет туристов даже в «низкий» сезон. Эксперты предложили программу по формированию готового продукта и согласовали ее с основными операторами, которые так или иначе задействованы в отрасли – театрами, музеями, отелями. К сожалению, сегодня все культурные мероприятия города, будь то выставки, фестивали, концерты, проходят в несколько хаотичном режиме. Непонятно, какие из них традиционные, а какие нет, что можно увидеть в марте, а что в сентябре.

– Любая коммерческая структура рекламирует услуги под свою целевую аудиторию.

– Разумеется, каждый отель в отдельности продвигает себя по своим каналам. Но представьте: вы – гражданин Бельгии, получили информацию, что в пятизвездочном отеле Северной столицы действуют суперцены на люкс-номера.

«Хорошо, – рассуждаете вы. – Приеду в Петербург, посещу Эрмитаж, Петергоф, а что дальше? Нет, поеду лучше в Париж – там фестиваль, концерт, выставка, скидки на отель, все это за 200 евро и без визы».

Во втором случае вам предлагают «упакованные» возможности за конкретную цену. Это именно то, чего мы хотим добиться – продвигать на рынке интересные и понятые для иностранца вещи в виде готового пакета услуг, который можно будет найти на нашем сайте.

Также на международном уровне мы планируем продвигать события, которые могут быть интересны не только петербуржцам, но и гостям города. Например, недавно в Петербурге был презентован социально-культурный проект «Музыка на Неве»: весь день на четырех площадях города звучала классика в исполнении знаменитых исполнителей.

В конце октября в Санкт-Петербурге состоится «Фестиваль света» – он подготовлен совместно с ИТМО. Зимой вместе с КРППР будем проводить Рождественскую ярмарку, Масленичную неделю, и приглашать гостей под эти традиционные мероприятия.

К сожалению, у нас во всем любят видеть негатив. Недавно депутат ЗакСа предложил запретить «Алые паруса», потому что туда уходят большие деньги. Но каждый турист оставляет в городе приблизительно 150 долларов за день. Умножим это на 6,5 миллионов гостей (цифра 2015 года). То есть, если посчитать все доходы, которые Северная столица получает от притока гостей, они вполне могут «перекрывать» тяжелую промышленность.

– Вы видите пустые туристические ниши, куда могли бы прийти новые игроки?

– Сфера туризма у нас не раскрыта и на 10%. Санкт-Петербургу нужно уходить от стереотипа города историко-культурного наследия – этим мы отсекаем ту же молодежь. Например, здесь совершенно не развит гастрономический туризм, хотя с точки зрения высокой кухни и сервиса заведения Северной столицы ничуть не уступают, а иногда и превосходят западные бары и рестораны.

Сегодня при содействии нашего Комитета проводится ресторанный фестиваль – мы формируем сет-меню и продвигаем его в бортовых журналах и интернете. А недавно Комитет подал заявку на участие в международном конгрессе шеф-поваров – и Санкт-Петербург уже в финале, наряду с Леоном и Сиднеем.

Второе. В Северной столице можно качественно и дешево вылечиться, но нам не хватает грамотного менеджмента. Из соседней Финляндии сюда приезжают за стоматологической помощью, поскольку здесь она в шесть раз дешевле. Скоро откроется протонный центр для онкобольных – ближайший подобный находится только на территории Швейцарии. Но сфера медицинского туризма – это только на 20% лечение.

Как правило, человек едет либо на реабилитацию, либо на обследование. В первую очередь, его интересует не дешевая медпомощь, а квалификация врачей, оборудование, сопровождение, инфраструктура. Обследуют восемь часов, а вечер остается свободен. Где ты остановишься, где проведешь свободное время? Кто будет сопровождать тебя во время лечения, и консультировать после отъезда из Петербурга? Это и есть медицинский менеджмент. Поэтому сегодня мы планируем «прикручивать» к медицинским объектам гостиничные комплексы – по сути это мощный драйвер развития туристического бизнеса. Под частно-государственную программу будут открываться и новые медцентры, и гостиницы, и развиваться санаторно-курортное лечение.

– А чем планируете заполнить рынок хостелов, который сегодня находится под угрозой 70%-го уничтожения?

– Думаю, что на этом рынке ничего не изменится. Разумеется, мы направили свои предложения в Федеральное агентство по туризму с учетом мнения хостельеров. Но параллельно город готовит адресную программу для предпринимателей, которые занимаются малыми формами размещения гостей.

Мы подбираем участки, помещения и отдельно стоящие здания, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга. Объекты будут выставляться на аукцион под аренду. Поэтому тем, кто хочет заниматься этим видом деятельности, город поможет с помещениями.
Кстати, сегодня у нас работает 720 гостиниц, а в налоговых органах зарегистрировано всего триста организаций с видом деятельности на размещение. Поэтому не исключаю, что законопроект Галины Хованской поможет вывести этот бизнес из тени.

– В последнее время в СМИ активизировалась история с «серыми» гидами. Какой объем рынка сегодня занимают нелегалы, которые оказывают туристам услуги ненадлежащего уровня и качества?

– «Серый» рынок туристических услуг по тем же китайским гостям города составляет около 40%. Можно подсчитать, сколько город недополучает в бюджет. Второй момент – имиджевые потери. Нелегалы рассказывают туристам, что Пушкин – это на самом деле Петр I, Ленин был китайцем, а Сибирь – незаконно захваченная территория, сами понимаете, чья.

В середине лета мы создали рабочую группу по решению проблем, связанной с деятельностью нелегальных гидов-переводчиков: туда вошли не только представители Комитета по культуре и музейного сообщества, но и Комитета по законности и правопорядку и даже полиция.

– ГИБДД будет останавливать туристические автобусы, и проверять наличие лицензии у гидов?

– Методы будут такие же, как выявление нелегальных мигрантов. Сотрудник УФМС приходит на стройку и проверяет разрешение на работу. Конечно, определить «серого» гида сложнее. Человек всегда может сказать, что он пригласил друзей посмотреть город и проводит для них экскурсию. Поэтому сегодня мы формируем единую базу гидов на следующий год. Сложность в другом – несмотря на то, что 90% гидов работают легально, в составе есть те, кто помогает теневым экскурсоводам. Их выявить уже сложнее.

Общее количество нелегально работающих гидов трудно подсчитать, их примерно 100-150 человек. Казалось бы, немного, но проблема в том, что это количество быстро растет, и китайские предприниматели осознанно нацелены на полное вытеснение российских коллег. Лица, заинтересованные в найме нелегальных гидов, зачастую распространяют неправду о нехватке российских кадров с китайским языком. Но такой проблемы нет.

В России и в Санкт-Петербурге действует одна из самых больших в мире школ китаеведения. У нас от семи до десяти вузов преподают китайский язык, ежегодно каждый из них выпускает более десяти специалистов. Совокупно – более ста человек в год. Проблема не в нехватке гидов, а в том, что китайские предприниматели, заинтересованные в найме нелегалов, блокируют трудоустройство и, опосредованно, подготовку аккредитованных гидов, искусственно создавая проблемы с их занятостью.