Ловушки «родственного» бизнеса

Суть «семейного бизнеса»

Выражение «семейное дело» в России понимают совсем иначе, чем за рубежом. «Семейным делом» на Западе принято считать передающийся из поколения в поколения бизнес. При этом главная мотивация заморских предпринимателей – создание семейного дела ради того, чтобы обеспечить финансовое благополучие потомков, к которым это дело должно перейти.

У нас же семейным называют любой бизнес, организованный родственниками или близкими между собой людьми. А основная мотивация гораздо проще: нам надоедает наблюдать за тем, как наш гений бессовестно эксплуатируется на нынешней работе. А открыв свое дело, мы на порядок увеличиваем свои доходы. Неплохо, конечно, если при этом мы сможем стать основателями семейного бизнеса.

Хотим работать на себя!

1. Обратите внимание на сочетание ваших с бойфрендом (супругом) профессий

Вам будет гораздо проще начать свое дело, если ваша пара может составить идеальный профессиональный «союз». Понятно, что врачу и охраннику сложно говорить о семейном бизнесе. Можно привести несколько более удачных примеров из жизни.

Журналист и программист. Могут открыть сервер с сетевой игрой. На плечи программиста ляжет программное обеспечение и поддержка сервера в рабочем состоянии, а журналист будет выполнять функции модератора на игровом форуме и функции администратора в самой игре. 
Еще один проверенный выигрышный вариант с этой парой – создание сайта. Контентом занимается журналист (фотограф), а разными программными штуками, соответственно, программист. Кстати, в 2008 году аналитики прогнозируют бум Интернет-бизнеса.

Менеджер и дизайнер. Могут создать агентство по производству интернет-рекламы. Дизайнер займется творческой составляющей дела, а менеджер – административной работой.

Бухгалтер и юрист. Им было бы неплохо открыть компанию, консультирующую малые фирмы по вопросам бизнеса и финансов.
Бухгалтер поможет предприятиям-клиентам с составлением бухгалтерской отчетности, а юрист разъяснит юридические вопросы.

Педагог и переводчик. Просто обязаны организовать курсы по изучению иностранных языков. Педагог может разработать собственную методику обучения, которая поможет переводчику в работе с посетителями занятий.

2. Проверьте, «созрели» ли вы до открытия собственного бизнеса.

Как показывает практика, случайно начатые совместные дела стихийно прогорают, потому что не подкреплены правильной мотивацией. Другими словами, надо накопить достаточно опыта, знаний и навыков, чтобы перестать работать на чужого дядю и попробовать свои силы, открыв собственное дело. Хорошей мотивацией может послужить желание развить какой-то выдающийся талант у себя или у вашего супруга.

3. Напишите бизнес-план

Это необходимый этап. Напишите концепцию развития вашего дела, каким вы видите его в течение ближайшего года. Отдельно отметьте все возможные причины, по которым ваше дело могло бы испытывать трудности в развитии. Например, полезно вспомнить, что некоторые товары или услуги пользуются спросом только в определенный сезон.

Немаловажно обозначить оптимальный объем нагрузки, который ваша фирма сможет потянуть на первом этапе, когда вы только начали работать. Как правило, начинают семейное дело вдвоем-втроем, поэтому даже если вам посчастливится получить сразу много заказов, не теряйте голову. Не берите к исполнению больше, чем вы реально в состоянии выполнить.

Желательно, чтобы ваш приятель или муж последовали вашему примеру и написал свой бизнес-план. Потом вы сможете сравнить ваши творения и в итоге понять, кто из вас на что делает больший акцент. Это позволит правильно разделить между собой рабочие полномочия.

4. Учтите все необходимые расходы

Очевидно, что необходим стартовый капитал. Куда же без него. Один из вариантов, где взять деньги – воспользоваться ссудой в банке.

Вам предстоят немалые траты – помимо затрат на рекламу, могут потребоваться средства на регистрацию фирмы, аренду помещения, закупку необходимого оборудования, на заработную плату своим сотрудникам. Платить придется даже самим близким родственникам, согласившимся внести вклад в дело.

5. Следуйте принципам разумной экономии

«Крутые» визитки, новая машина представительского класса могут и подождать.

6. Все договоренности оформляйте письменно в виде договора

Какие бы родственные узы вас не связывали, выстраивайте свои взаимоотношения психологически и юридически продуманно. Пренебрегать формальными правилами – выйдет себе дороже.

Решив взять ссуду в банке, не забудьте четко распределить между собой обязанности по ее погашению, советуют опытные консультанты по семейному бизнесу. Лучше, если договоренности такого рода будут оформлены в форме договора-обязательства, который заверит нотариус. Тогда в будущем, если ваши семейные отношения (тьфу, тьфу, тьфу) дадут трещину, тяготы по долговым обязательствам не упадут на плечи кого-то одного из вас.

То же самое касается и распределения прибыли фирмы. Оговорите с бойфрендом заранее, кто из вас какой процент от прибыли будет получать и зафиксируйте принятое вами соглашение в форме контракта.

7. Не пренебрегайте заключением трудовых договоров

Начинающих предпринимателей могут ждать серьезные проблемы, если они пренебрегают заключением трудовых договоров или в них не оговариваются права и обязанности служащих (кто и за что отвечает, каким образом должен осуществляться расчет при увольнении или ликвидации самого предприятия и пр.)

8. Усвойте нюансы регистрации компании

При регистрации фирмы нужно оформить юридически права каждого участника. Если семейное предприятие зарегистрировано на имя одного из членов семьи, все прочие по закону его владельцами не являются. И в случае конфликта (например, развода) не могут претендовать на свою долю.

9. Поддерживайте определенную «прозрачность» бизнеса

Чтобы пресечь пересуды родственников на тему вашей скаредности («деньги гребет лопатой, а нас заставляет пахать за гроши»), рассказывайте близким время от времени, куда и на какие цели расходуется ваша общая прибыль.

Лицевая и обратная стороны семейного бизнеса

Начинать семейный бизнес с кем-то из близких намного проще. На первых порах вы особенно будете нуждаться в людях, на которых можно гарантированно положиться в любой ситуации.

Кстати, в Италии более 90% компаний находятся в собственности одной семьи. А в Китае или Японии человек со стороны имеет крайне мало шансов стать желанной «штатной единицей» – там бизнес строится на протекционизме. Там полагают, что «свои» принимают интересы фирмы ближе к сердцу, чем «чужие», ничем с ней не связанные.

Вы всегда можете договориться с близкими об отсрочке зарплаты. Например, в случае если ваше дело будет переживать трудные времена. Однако, стоит заметить, что вы не вправе считать своих близких обязанными «затянуть пояса». Родственники – такие же сотрудники, как все прочие. Если вы пока не в состоянии платить оговоренную зарплату, будьте готовы в каких-то вопросах идти им навстречу. Например, предоставить определенные льготы, гибкий график работы и т.д.

Близким и родным гораздо труднее указывать на допущенные ошибки. Особенно увольнять тех, кто не справляется с порученной работой. С посторонними в этом плане легче.

Будьте реалистами – реально оценивайте потенциал своих близких. Семейный бизнес и семья – не одно и то же. А ваша фирма – не биржа труда и не приют для безработных родственников. Чем раньше вы придете к этим выводам, тем больше нервов и сил сбережете. Помните, Вам нужен работник, а не бездельник с правильными генами. «Хороший человек», как и «близкий», – не профессия.

Чтобы семейный подряд оказался удачным, можно почерпнуть опыта из книг. Есть немало изданий, которые дают практические советы о том, как добиться успеха на этом поприще. Например, такие как:

1. Питер Лич, Тони Богод «Семейный бизнес. Опыт успешного ведения бизнеса, управляемого семьей»;
2. Майк Сайтон, Крист Уэст «Заметки на салфетках. Как за кружкой пива придумать бизнес и превратить его в стоящее дело».
3. Кристина Джонс. «Семейный бизнес».
4. С.А. Резник «Управление семейной экономикой»

Марина Митусова, ИА «Клерк.ру», 09.11.2007