Медиация поможет собирать налоги?

Бизнес-омбудсмен Александр Абросимов провел круглый стол с участием главы УФНС по Санкт-Петербургу Александра Гнедых, на котором обсудили перспективы использования медиативных процедур для разрешения споров в досудебном порядке.

Мероприятие прошло в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) и привлекло внимание не только предпринимателей, но и журналистов. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ был принят 10 лет назад, но до сих пор массово не применяется.

На первый взгляд, преимущества процедуры очевидны: подписание медиативного соглашения свидетельствует о достижении спорящими сторонами компромисса, устраивает обе стороны и, соответственно, исполняется. К сожалению, существуют и негативные факторы, препятствующие развитию института медиации в России, в целом, и в Санкт-Петербурге, в частности. Главный из них – отсутствие подзаконных нормативно-правовых актов и нежелание органов власти решать конфликты посредством медиации.

Отклик положительный

На этом фоне инициатива петербургских мытарей использовать медиацию в решении проблем с налогоплательщиками была воспринята участниками заседания с явным одобрением.

Представители предпринимательского сообщества выказали намерение популяризировать процедуру среди своих членов, попутно озвучив некоторые сомнения в ее массовом применении. Но обо всем по порядку.

Александр Гнедых, напомнив, что 21 ноября ФНС России празднует юбилей – 30-летие, и круглый стол проводится в рамках подготовки к это дате, сообщил: «Петербургское управление налоговой службы первым в России начало выстраивать отношения с бизнесом в рамках поддержки предпринимателей, а не наказания их. Медиация – эффективный механизм контрольно-аналитической работы».

По его информации, налоговый орган вооружен современными программными комплексами, способными выявлять тех, кто не исполнил обязательств перед бюджетом. «Мы приглашаем предпринимателя, показываем ему, где были допущены ошибки и недоплаты, и предлагаем без проблем выйти из рисковой зоны, – объяснил Гнедых. – Около 11% воспользовались предложенной помощью, подали уточненные налоговые декларации, оплатили и избежали применения налоговых санкций».

Глава фискального органа подчеркнул, что разъяснительная работа с налогоплательщиком, когда последнему подсказывают, как поступить, привела к позитивным результатам. Если в прошлом году после таких встреч в бюджет доплатили 3 млрд руб., то в текущем году сумма выросла в 2,5 раза и уже к настоящему времени достигла 8 млрд руб.

«Бизнес понимает, – пришел к выводу главный по налогам, – если возникла проблема, но есть возможность обойтись без санкций, лучше пойти на это». По словам Александра Гнедых, благодаря контрольно-аналитической работе удалось в 5 раз снизить число выездных проверок, а эффективность каждой, что еще проводят, выросла тоже почти в 5 раз – с 33 млн до 157 млн руб. Помимо разъяснений, налоговики предлагают рассрочку в платежах, которая также предусмотрена в законе о медиации.

Процедура добровольная, но с реальными обязательствами

Профессиональный медиатор Александр Григорьев, помогающий налоговой инспекции в проведении переговоров с предпринимателями, рассказал, что медиатор действует открыто с уважением к обеим сторонам, а принципы медиации позволяют сторонам брать на себя ответственность за принятые решения.

«Медиация – добровольная процедура, – утверждает он, – медиатор не может никого обязать подчиниться. Если для компании важно сохранить деловую репутацию, она, как правило, идет на компромисс и прислушивается к предлагаемым мерам разрешения конфликта».

Более подробно о новой процедуре работы с налогоплательщиками поведала заместитель руководителя Управления ФНС по Санкт-Петербургу Юлия Костецкая. По ее информации, сначала в соответствии со 193-ФЗ заключается соглашение о проведении медиации, в основе которого положение о конфиденциальности переговоров. Если удалось договориться, то заключают соглашение о рассрочке платежей, которое регистрируется у нотариуса, после чего становится исполнительным документом.

Если предприниматель, по какой-то причине не выполняет обязательства, это соглашение направляется в суд с иском о взыскании. Костецкая подчеркнула, что первые заключенные соглашения уже полностью исполнены.

Есть вопросы

Советник генерального директора, первого вице-президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Игорь Шикалов, одобрив введение процедуры медиации, отметил, тем не менее, что правоприменительной практики еще нет. «Медиация может стать хорошим инструментом, – предположил он, – достижение соглашений приведет к собираемости налогов и упрощению деятельности бизнеса».

По мнению Шикалова, ныне действующие процедуры – мировое соглашение, отсрочка уплаты налогов – редко применяются. Возможно, медиация сможет сделать рывок, если будут разработаны нормативные документы по ее процедуре, которые ныне отсутствуют. «В частности, хорошо бы знать, какими актами руководствуется налоговый орган, вступая в медиативные отношения (нужен регламент для ФНС), – отметил он. – При каких условиях служба готова вступить в медиацию с конкретной компанией (размер претензий, штат сотрудников, иные)? Кто должен предложить процедуру медиации, и в какие сроки необходимо ответить на предложение предпринимателю? Как выбрать медиатора: он должен быть независимым, но специализироваться на налоговых спорах? Кто несет затраты (медиация – услуга платная) и в каких пропорциях? Есть ли у петербургской ФНС наработки в части нормативной базы?».

Александр Гнедых ответил на некоторые из поставленных вопросов, не откладывая в долгий ящик: «Платит за медиацию налогоплательщик. Мы в прошлом году выступили с инициативой заключения мировых соглашений по уплате налога под залог имущества, их утверждает арбитражный суд. Расходы также несет предприниматель. Кроме того, возможна банковская гарантия по заключению сделки в размере 50% ставки рефинансирования ЦБ — 4,25%. Мы готовы работать и с мировыми соглашениями. Регламент работы с медиаторами предложим разработать головной организации, так как он нужен всей России».

По информации Гнедых, отсрочка предоставляется на 12 месяцев, а сумму ежемесячного платежа устанавливает сам предприниматель. Кроме того, он может погасить всю сумму досрочно.

Задача – не наказать, а научить

Лидер регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов подчеркнул, что органы власти в этом году стали гораздо доступнее и ближе к бизнесу, что не может не радовать. А УФНС, по словам эксперта, и вовсе лучше всех: на любое обращение – молниеносный отклик.

«Медиация в нынешних условиях, когда процедура судебных разбирательств чрезвычайно усложнена, это только своевременное предложение, без него бизнес может задохнуться, – убежден Панов. – Информирование очень важно. Казалось бы, мы все время в диалоге, а вопросы остаются. Например, многие предприниматели не знают о мерах поддержки, которую можно получить через налоговую».

От предпринимателей также выступили глава Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Юрий Бурчаков, председатель НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, руководитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Константин Тимохин, руководитель комитета по правовым вопросам НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес» Марианна Чугаева.

Мнение медиаторов представили генеральный директор НП «Лига медиаторов» Антон Путиловский, директор Центра медиации Санкт-Петербургского государственного университета Евгения Васькова, представитель Научно-методического центра медиации Сергей Хаванский. Они сошлись во мнении, что медиатор должен быть профессионалом (иметь соответствующий документ) и не должен быть консолидирован с одной из договаривающихся сторон. Антон Путиловский даже высказал мнение, что на первых порах услуги медиации для ФНС могут оказываться бесплатно, чтобы не отпугнуть предпринимателей.

Итог дискуссии подвел Александр Гнедых. Поблагодарив бизнес-омбудсмена за организацию мероприятия и предоставление площадки, он резюмировал: «Наша задача – не наказать налогоплательщика, а научить правильной работе и тому, как с минимальными потерями выйти из ситуации с нарушением. Главное – сохранить его бизнес».

Лилиана ГЛАЗОВА