Петербург становится городом испорченных продуктов

Действующие нормы СанПин регламентируют предельные температуры в магазинах лишь для рабочих зон производственных помещений и условия хранения товара и труда персонала. Ограничений по температурному режиму, превышения которого не позволяют пускать в торговый зал посетителей, нет.

Поэтому очень необычно выглядело решение администрации торгового комплекса «Мега-Дыбенко», которая в субботу закрыла целое крыло комплекса, ссылаясь на то, что системы регуляции микроклимата в «Меге» не справились с аномально высокой температурой на улице, обеспечить покупателям комфортную температуру не удавалось.

Согласно СанПин, для рабочих помещений предельно высокая температура – 30°С при влажности до 60%. Работать продавцам при более высокой температуре по закону нельзя. Другим ограничением предельной температуры являются условия хранения товаров на полках. В жару меньше всего проблем должно быть со скоропортящимися продуктами – за ними тщательно следят контролирующие органы и продавцы держат их в холодильниках.

Правда, проконтролировать каждую бутылку молока и палку колбасы невозможно.

Однако те товары, что хранятся просто на полках, также имеют температурный режим хранения. Даже для консервов максимальная температура – 20–25С, а, к примеру, овощи и плоды по СанПин могут храниться лишь при 3–12°С и влажности 70–95%.

Руководитель Лиги арендаторов Петербурга Яна Боровицкая напоминает, что условия хранения алкоголя – 18–20°С. Строго говоря, если контролирующие органы сейчас начнут проверять любой магазин, не оснащенный кондиционером, нарушения по температурному режиму хранения товаров найдутся в 90% случаев.

Если бы все торговые предприятия Петербурга следовали такой логике и закрывались при превышении требуемой по закону температуре в торговом зале свыше 30°С, на этой неделе городу бы угрожал торговый коллапс. Дело в том, что системами кондиционирования воздуха (охлаждения и удаления влаги) оснащено очень мало торговых помещений.

В основном, рассказывает управляющий сетью «СемьЯ» Олег Рыбаков, используются обычные приточно-вытяжные системы вентиляции. И если температура воздуха на улице выше 30°С, обеспечить более холодную температуру в торговом зале невозможно. Такая ситуация характерна не только для мелких магазинов, но и для крупных помещений, включая гипермаркеты.

Получить комментарии от местного управления Роспотребнадзора о том, как городские магазины выполняют требования по поддержанию температурного режима в торговых зонах, пока не удалось. Направленный в это ведомство официальный запрос остается без ответа.

Не удалось оперативно получить ответы на эти вопросы и в крупнейших торговых сетях – там либо прямо отказываются отвечать на вопросы о температуре в торговых залах, либо ссылаются на занятость.

Корреспондент «Делового Петербурга» побывал в одном из гипермаркетов у станции метро «Ладожская», где температура в некоторых местах торгового зала значительно превышала допустимые нормы – это фиксировали продаваемые там же бытовые термометры. Книга жалоб и предложений этого гипермаркета была переполнена требованиями покупателей отрегулировать температуру в магазине, однако он продолжал работать.

Глава Ассоциации малого бизнеса Алексей Третьяков, известный противник расширения сетевой торговли в Петербурге, признает, что в действительности даже закрытие гипермаркетов в такой ситуации – не выход. Ведь в мелких магазинах ситуация с температурой в торговом зале сейчас не лучше. И хотя в ларьках оборачиваемость товаров, а значит и сроки их хранения, значительно меньше, чем в гипермаркетах, температура внутри маленького магазинчика, как правило, значительно выше, чем в торговом зале гипермаркета.

Олег Рыбаков говорит, что сейчас он постоянно занят проблемой поддержки работоспособности климатических систем в своих магазинах, договариваясь, к примеру, об установке систем орошения над конденсаторами. Однако закрывать магазины он не собирается.

Зато «СемьЯ» решила более прагматично подойти к вопросу выбора ассортимента. Так, по словам Олега Рыбакова, его магазины перестали продавать шоколад и шоколадные изделия. Хранить их в охлаждаемых витринах нерационально, а на обычных полках шоколад быстро тает и теряет потребительские качества. В остальном же магазины сети продолжают работу в прежнем режиме.
«Если в каком-то магазине температура для вас слишком высокая, просто не ходите туда и выберите более комфортное место для покупок», – говорит он.

Что же касается условий хранения товаров, директор одного из крупных городских магазинов настаивает, что если, к примеру, в условиях хранения какого-то не скоропортящегося товара, например горчицы, указана температура хранения 25°С, а на деле оказывается 37°С – «это плохо, но не смертельно».

Администрации магазинов вынуждены идти на дополнительные меры предосторожности в отношении некоторых, особо важных с точки зрения условия сохранности товаров. К примеру, коммерческий директор сети детских магазинов «Кроха» Вячеслав Шуваев говорит, что в его магазинах консервированные детские пюре 2 раза в день меняются местами: те, что хранятся в холодильнике, выставляются на полки, а с полок убираются в холодильник.

Еще одной проблемой торговых предприятий в жару стало повышенное потребление электроэнергии. Все холодильники и кондиционеры работают на полную мощность. А объем выделенной на торговую точку электроэнергии ограничен, так что зачастую установить дополнительную охлаждающую технику просто невозможно.

К тому же вызывает вопросы целесообразность покупки дополнительной дорогостоящей техники. По словам Олега Рыбакова, если оборудование, рассчитанное на работу до 30°С для среднего магазина обойдется в 7 тыс. евро, то техника для работы свыше 30°С будет стоить уже 15 тыс. евро. А когда через 2 недели жара спадет, экономическая целесообразность таких трат окажется под вопросом.

К слову, врачи говорят, что для человека с нормальным здоровьем пребывание в душных магазинах вряд ли может нанести непоправимый вред. Даже последствия теплового удара проходят через пару часов. Так что петербуржцам остается лишь ждать окончания жарких дней и выбирать для покупок те магазины, где, на их взгляд, администрация не только выполняет законные требования по хранению товаров, но и максимально уважительно относится к вопросам комфорта покупателей.

«Деловой Петербург», 13.07.2010