Налог по цене выручки?

КРППР Санкт-Петербурга, ко­торый возглавляет Эльгиз Качаев, инициировал серию совещаний с малыми бизнесменами Северной столицы.
На повестке дня – вопрос торгового муниципального сбора, который ушел в народ под названием «туалетного налога», что, по мнению малого бизнеса, является хорошей аллегорией нового побора. Хотя общественные туалеты и удалось вывести из-под юрисдикции очередного «драконовского документа». Законопроект был оперативно протащен через все три чтения в Госдуме, одобрен СФ и завизирован Владимиром Путиным в конце осени.

СТАВКИ СДЕЛАНЫ?
Пока торговый сбор вводится только на территории городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, но не ранее чем с 1 июля 2015 года. Взимать его будут раз в квартал, при этом власти городов федерального значения могут дифференцировать ставку сбора и даже снизить ее до нуля.
К торговой деятельности законодатель отнес торговлю через объекты нестационарной торговой сети, объекты стационарной торговой сети (как с торговыми залами, так и без них) и торговлю со складов. Также туда приравняли деятельность по организации розничных рынков. Ставка сбора для объекта с площадью торгового зала более 50 кв. м., а также по торговле со склада, устанавливается в расчете на один квадратный метр.
Если эксперимент с новым сбором удастся, то с 1 января 2016 года под него попадут предприниматели всей России.

МАЛЫЕ – ОНИ ЖЕ КРАЙНИЕ?
Суть введенного налога ничем не отличается от сути патентов и ЕНВД – пояснили «Новостям малого бизнеса» в питерском отделении организации «Опора России».
Просто согласно официальной версии государство решило приструнить торговые сети, которые в 2013 году заплатили слишком мало налогов.
Однако первый заместитель председателя СПб отделения «Опоры России» Андрей Горюнов предполагает, что Владимира Путина ввели в заблуждение. В результате малый бизнес оказался крайним в выяснении отношений между властью, олигархами и крупным бизнесом.
«Торговые сети не уплачивают налог за помещения, поскольку не являются плательщиками. Плательщики же – владельцы, то есть арендодатели, и от ЕНВД им не уйти», – пояснил собеседник «Новостям малого бизнеса».
По мнению эксперта, муниципальный налог, напротив, «пробило» московское лобби в лице гипермаркетов: «Пятерочка», «Лента», «Окей».
«Обратите внимание, переговоры велись именно с сетями, – заметил Горюнов. – А сети ведь сидели на общей системе налого­обложения. Что как раз странно, на мой взгляд. Но это не имеет никакого отношения к малому бизнесу, который платит патент и ЕНВД».
В свою очередь питерский экономист Андрей Заостровцев не удивлен переменам. Эксперт полагает, что принятие налога было, в общем и целом, предсказуемым: «Изначально обсуждался налог с продаж, потом его заменили этим налогом, потом ограничили тремя городами, потом ограничили сферы применения. Торговля очень широкая сфера, мне кажется, она составляет ¾ малого бизнеса. Поэтому, скорее всего, это такие шатания – попытка что-то дать региональным бюджетам для выполнения майских указов Президента».

ПРИБЫЛЬ – В НАЛОГИ
При разработке закона «О введении на территории Санкт-Петербурга патентной системы налогообложения» КРППР совместно с предпринимательским сообществом провел мониторинг доходности по всем видам деятельности – обратили внимание нашего корреспондента в АТП «СОЮЗ». Проведенная работа показала, что потенциально возможный к получению годовой доход предприятий торговли с площадью торгового зала до 50 кв. м. составляет 1950 тысяч рублей.
«Таким образом, при расчете размера торгового сбора по правилам, установленным муниципальным налогом, магазин площадью 100 кв. м. ежеквартально должен будет заплатить 58,5 тысяч рублей. Зачастую это вся прибыль предприятия», – говорит представитель СОЮЗа Илья Пинский. Очевидно, что для того, чтобы покрыть такие расходы, предприятие будет вынуждено поднять цены. В итоге лучшее, что получит бюджет, – массовый уход в тень и повальное закрытие предприятий, что, по мнению общественников, обернется катастрофой для экономики.
Подобной точки зрения придерживается и председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели. Изучая инициативу по введению муниципальных сборов, эксперты Совета обобщили статистические данные по нескольким отраслям малого бизнеса и установили, что сборы равняются выручке за тот же период, за который этот сбор надо заплатить.
По словам юриста-эксперта Совета Юлии Чарноцкой, муниципальный налог нельзя вводить в Санкт-Петербурге, но даже если он будет введен, то необходим нулевой коэффициент для объектов, чья площадь составляет менее 500 кв.м.

ООО ПРЕВРАЩАЮТСЯ В …ИП?
Между тем, КРППР Санкт-Петербурга уже провел серию консультаций с представителями малого, среднего и крупного бизнеса Северной столицы. Их итоги будут положены в основу позиции Петербурга по вопросу муниципальных сборов, которые отправятся в Общественную палату РФ. По идее, в запасе у предпринимательского сообщества Северной столицы есть несколько месяцев, чтобы грамотно отбить атаку федералов.
Эксперты КРППР уверены, что муниципальный налог повлечет рост злоупотреблений, массовый уход предпринимателей в тень, а также переход ООО в ИП, дабы заполучить не попадающие под сбор патенты.
Впрочем, по мнению представителей одной из небольших торговых сетей, которая имеет «прописку» в Северной столице, чтобы отбить среднюю ставку муниципального налога, им понадобится поднять цены всего на 2%. Вместе с тем, предприниматели обращают внимание, что в Петербурге действует масса сетевых конкурентов, которые юридически не относятся к нашему городу, соответственно, их налог не коснется. Следовательно, его стоит ввести именно для тех субъектов бизнеса, которые зарегистрированы и платят налоги в других регионах РФ. Это позволит не только увеличить поступления в местный бюджет, но и спасет местные магазины от экспансии федеральных сетей, которая неминуемо постигнет «оффшоры».
Любопытно, что под действие нового налога попадает популярный петербургский интернет-магазин бытовой электроники, поскольку организация располагает складами и пунктами выдачи товара. Представители компании не исключают, что дабы «оптимизировать затраты» многие предприниматели будут выводить свои склады и предприятия в соседнюю Ленобласть, за КАД, тем самым отдавая налоги в бюджет соседнего региона.

КОММЕНТАРИЙ:
ЕЛЕНА САЛТЫКОВА, гендиректор ООО «Пресса»:
«Для нашей организации, которая и так на ладан дышит, дополнительные налоги только обострят ситуацию. Надо понимать и общую политику: растет недовольство среди предпринимателей. Все это ведь ведет к закрытию очень многих организаций. Если налог введут, то платя страховые взносы, ЕНВД, наша компания просто не выживет. Это отрыв власти от реальности, думаю. Санкции – санкциями, мы понимаем, что бюджет пустой. Но давайте пойдем навстречу, чтобы люди еще больше открывали бизнес, больше стали заниматься своим делом и платить посильные налоги».

АНАТОЛИЙ ГОЛОВ, сопредседатель Союза потребителей РФ:
«Установленные поправками ставки – запредельны, и они приведут к серьезному перераспределению рынка. Выживут только наиболее крупные представители малого бизнеса, у которых большой оборот, а небольшие магазины, кафе, особенно, в малых городах просто закроются».

 

Михаил БЕРГ