Смольный доверился бизнесу

Многие из представителей малого бизнеса и сегодня убеждены – документ, ставший роковым для немалого числа торговых точек на улицах Северной столицы, был пролоббирован крупной сетью торгово-развлекательных комплексов. Сама сеть созвучна с названием драгоценного камня, а ее хозяева, за последние годы «оседлавшие» городской пассажиропоток, не желали терпеть конкурентов в виде всякой торговой мелочи. Проект по упорядочиванию МРТ, который правильнее было бы назвать полномасштабной «зачисткой» малого бизнеса, в нужном ракурсе представили в Смольный. Там нашлись люди с полномочиями, сумевшие подготовить Постановление №1045, и в городе началась массовая ликвидация ларьков, павильонов и прочего рыночного недоразумения.

Парадоксально, но появление драконовского документа практически совпало по времени с реформированием КЭРППиТа, в результате которого был создан отдельный комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР). Власть вняла просьбам бизнеса и во главе нового ведомства поставила не чиновника со стажем, а Эльгиза Качаева – выходца из деловых кругов. Первыми же «граблями», на которые наткнулось руководство КРППР, стал уже упомянутое постановление, не имеющее аналогов в других регионах страны.

Долгие месяцы вокруг Постановления №1045, официально носящего название «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена», не прекращались дискуссии и споры, периодически переходящие в скандалы. Документ изобиловал столькими ограничениями, что диалог между чиновниками профильных комитетов, районных администраций и представителями малого бизнеса напоминал бесконечное перетягивание каната, зачастую безрезультатное. Судьба объектов МРТ была передана в руки межведомственных комиссий, состав и компетентность которых вызывали обоснованные вопросы. В итоге, нестыковки по практической реализации Постановления №1045 вылились в предписание надзорных органов, направленное в адрес вице-губернатора Игоря Голикова, буквально на днях покинувшего Смольный.

«На заседаниях рабочей группы предприниматели неоднократно высказывали свои пожелания вернуть Схему размещения», – заметил Эльгиз Качаев корреспонденту «Новостей малого бизнеса». Информация о сложившейся ситуации была доложена губернатору. Решение вопроса – может ли адресная программа размещения объектов потребительского рынка может войти в Схему размещения на городской земле – оставалось за Георгием Полтавченко.

Интрига разрешилась совсем скоро. «Предприниматели, которые ведут свою деятельность в сфере мелкорозничной торговли, смогут спокойно работать», – заявил градоначальник на сегодняшнем заседании Общественного совета. И сорвал шквал аплодисментов. Глава Смольного заметил, что город пошел навстречу бизнесу и в конструктивном диалоге власти и бизнес-сообщества найден взаимоприемлемый компромисс. Это стало возможным совместной работе КРППР, петербургских предпринимателей, общественных организаций и бизнес-омбудсмена. В ближайшее время, по словам Георгия Полтавченко, «решение о переходе адресной программы в Схему будет оформлено, как законодательный акт». Таким образом город снимет ограничения, предписанные Постановлением №1045, которое за полтора года доставило представителям бизнеса немало неприятностей и разочарований.

Какова была первая реакция на выступление губернатора, узнал корреспондент «Новостей малого бизнеса».

Алексей Третьяков, председатель Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:
– Вообще, Постановление №1045 – это как 18-я поправка к американской конституции. Первый документ, резко ужесточавший требования, вышел в 2007 году.
Добросовестным предпринимателям, которые стояли на своих местах еще до введения в 2007 году резких ограничений, действительно надо автоматически все продлить. А те, кто после 2007-го совершенно осознанно нарушал законодательство, причем в достаточно серьезных масштабах – вот с ними надо бы разобраться: насколько обоснованно они себя вели, кто и почему их прикрывал.
Со времен губернаторства Валентины Матвиенко город был отдан во власть крупных торговых сетей. И эти сети привыкли ежегодно резко наращивать прибыль, к этому привыкли и их акционеры. Резко наращивается прибыль, первую очередь, в условиях монополии и бесконкурентной среды. Я уверен, что мелкую розницу зачищали для того, чтобы эти сети чувствовали себя здесь комфортно. Сейчас город сетями перенасыщен. Если мне не изменяет память, уже в январе общий объем розничной торговли упал на 3 процента. Понятно, что сети будут всячески сопротивляться сохранению остатков мелкой розницы – им самим-то рынка не хватает. У меня нет сомнений, что лобби, которое было при госпоже Матвиенко во властных структурах нашего города, хотя бы частично осталось. Как нет сомнений в том, что комитет по предпринимательству под руководством Эльгиза Качаева очень хотел внести поправки раньше. Но думаю, он встречал противодействие со стороны отдельных структур городской власти и отдельных чиновников.

Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП «Союза малых предприятий Санкт-Петербурга»:
– Это абсолютно правильное решение, которое соответствует и федеральному законодательству, и политике развития и сохранения малого бизнеса. То, что подобное решение не приняли раньше, можно объяснить, наверное, некой инерцией в органах исполнительной власти. Если это случится сейчас, то это будет очень эффективным поступком.

Ирина Иванова, депутат ЗАКСа:
– Об этом говорилось давно. Если у вас договор действует в рамках адресной программы, вы по нему и должны жить. Иначе, если заново подписывать договор, это же надо круги ада пройти, пройти торги. Очень многие предприниматели все это время сидели на не продленных договорах, на неопределенном сроке действия договоров. Эта неопределенность показывает, что у КУГИ нет оснований продлить с вами договор, потому что вы не в Схеме размещения. Теперь, мне кажется, многие проблемы сразу уйдут.

Юрий Жорно, предприниматель:
– Поправки к Постановлению №1045 стали обсуждаться благодаря активности предпринимательского сообщества. Возмущение было настолько велико, что невозможно было не обратить на это внимания, и какие-то подвижки начались.
Корень проблемы – в лоббизме крупными торговыми сетями освобождения рынка от мелкой розничной торговли. Как на макрополитическом уровне американцы хотят выдавить Россию из Украины, так на экономическом уровне сети хотят освободить рынок и бесконтрольно им владеть.
Порядка 40 процентов оборота мелкой розницы идет через павильоны. Крупный бизнес, сетевые маркеты хотят освободить себе площадку для ведения бизнеса вне конкуренции. Мы писали обращение к правительству Петербурга, писали обращение на имя Президента. Его смысл в том, что малый бизнес – это национальный бизнес, это люди, которые инвестируют деньги в город и в страну. Основа стабильности экономики – это малый и средний бизнес. В Петербурге произошел перекос, который мы считаем лоббистским влиянием Запада – 90 процентов сетей принадлежат западным компаниям, иностранцам. Они, а также некоторые чиновники под лицемерными лозунгами, под видом искоренения нарушений, проводят эту программу. Нарушения есть у всех, в том числе и в супермаркетах, но виноват во всем оказывается именно малый бизнес.

Елена Церетели, председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга:
– То, что случилось сегодня на заседании совета – это очень важно, это знаковое событие, поверьте. Ведь до сих пор людям, уже попавшим в адресную программу, приходилось проходить заново все согласования. Это привело к колоссальной напряженности и конфликту в потребительской среде. Заслуженные аплодисменты губернатору за то, что он услышал нас. Это очень важный шаг и очень важное решение. Оно не просто так далось, ведь есть свои нюансы, не просто так город из вредности принял постановление. Но сегодня для меня просто праздник. То, что случилось – колоссальный прорыв и движение власти к бизнесу.

Александр Абросимов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге:
– Безусловно поддерживаю решение по внесению в Схему размещения нестационарных торговых объектов те объекты, которые законно работали в адресной программе. Более того, подчеркну, что еще в 2013 году в прокуратуру Санкт-Петербурга был направлен запрос со стороны Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Бориса Титова и получен ответ, согласно которому невключение в Схему размещения объектов, ранее внесенных в адресную программу, является прямым нарушением Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Законные права предпринимателей, вложивших немалые суммы в свои павильоны, и не включенные в Схему размещения, наконец-то будут восстановлены. Это, во многом, результат совместной работы общественных организаций предпринимательского сообщества, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка и позиции его председателя – Эльгиза Качаева, прокуратуры города и института Уполномоченного.

Игорь ГРОМОВ, Нина ФРЕЙМАН, «Новости малого бизнеса», фото с сайта http://gov.spb.ru