Штрафы растут на некачественном продукте

Российское правительство планирует увеличить штрафы за производство некачественной продукции в десять раз. «Сейчас штрафы за недоброкачественную продукцию минимальны, они составляют от 500 рублей до 10 тысяч рублей для физических лиц, а для компаний – до 50 тысяч», – сообщил вице-премьер Виктор Зубков. Но после того, как государство дало возможность бизнесу работать без жесткого надзора властей, освободив от обязательной сертификации, за нарушения производителей надо штрафовать гораздо жестче. «Сегодня Минпромторг готовит поправки в Административный кодекс. Повысить в десять раз – то есть они будут составлять от 5 тысяч до 500 тысяч рублей. Такие поправки, мы считаем, будут внесены в законодательство до 1 апреля 2010 года», – сообщил Зубков.

Обязательная сертификация парфюмерно-косметической и пищевой продукции, которая действовала почти 20 лет, была отменена с понедельника, 15 февраля. Главными доводами для такого решения власти называют массу фиктивных сертификационных контор, которые работают с несуществующими лабораториями, подделывают документы, необходимые для торговли, и затем продают их. Также решение объясняли заботой о производителях, уставших от «административных барьеров». Компании впредь не должны будут платить за обязательную сертификацию, опираясь при тестировании качества на собственные системы безопасности.

Теперь эксперты опасаются, что в результате нововведения на рынок поступит большое количество фальсификата и недоброкачественной продукции. Увеличенные штрафы должны помешать этому.

«Необходимо, чтобы штрафы стали просто запретительными, чтобы все понимали, что, если ты продаешь товар некачественный, опасный, или продал его по любой причине, твой бизнес должен быть закрыт в лучшем случае», – пояснял генеральный директор Ростеста Алексей Медников. То есть, добавил он, размер штрафов «должен превышать в несколько раз размер прибыли».

Никакие штрафы не помогут навести порядок на рынке, возражают эксперты. «У нас нет ни полноценного государственного органа, который надзирал бы за качеством продукции, ни законодательной базы для эффективной работы Роспотребнадзора», – объясняет председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Сейчас практически нет возможности проверить работу производителя, добавляет он. Ведь плановую проверку органы имеют право проводить раз в три года, а неплановую надо согласовывать с прокуратурой. Причем о плановой проверке Роспотребнадзор должен заранее предупреждать. «Конечно, некачественный товар после предупреждения и вплоть до отъезда проверяющих исчезнет», – делает выводы Аншаков. По статистике «общественного контроля», сейчас проводятся 1–2 проверки в день в округе с населением в миллион человек, а обычно в таких округах 20–30 тысяч предприятий. «С учетом этой скорости, чтобы обойти все предприятия, нужно 100 лет», – добавляет Михаил Аншаков.

В Евросоюзе обязательной сертификации подлежит еще меньше продаваемых товаров, чем в России, – только 15%. И процедура декларирования в большинстве случаев значительно проще. Однако контроль за качеством продукции там намного выше, инспекции эффективнее, а качество и безопасность товара гарантирует вся торговая цепочка: изготовитель, импортер и дистрибутор.

Если в Европе нашли в магазине опасный или просроченный товар, то магазин просто закрывают и уже потом разбираются, рассказывает Михаил Аншаков.

Такой подход, по словам правозащитника, стимулирует честных предпринимателей. У нас же «нечестный предприниматель получает конкурентное преимущество – ведь производить некачественный товар дешевле, а ответственности почти никакой», добавляет эксперт.

«Сложно оценить необходимый размер штрафа, но у меня большие сомнения в эффективности этой меры вообще», – соглашается председатель общероссийского общественного политического движения «Развитие предпринимательства» депутат Госдумы Иван Грачев. У нас все равно нет четкой и ясной системы контроля за качеством товара. От неё «остались лишь огрызки в виде лабораторий».

А аналитик по потребительскому сектору инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Андрей Верхоланцев отмечает, что следует иметь в виду и коррупционный аспект: есть риск, что с ростом штрафов в 10 раз такими же темпами увеличится и сумма взятки, которую нужно будет заплатить, чтобы штраф не выписывали.

Игорь Бахарев, Константин Пукемов, gazeta.ru, 17.02.2010