«Коронаправо» и злоупотребление форс-мажором

Обстоятельства непреодолимой силы позволят уклониться от обязательств во время пандемии? – Юристы не исключают, что в ряде случаев недобросовестность попробуют обосновать наступлением форс-мажора…

Именно такую точку зрения высказали участники онлайн-конференции «Форс-мажор 2020: бизнес и обстоятельства непреодолимой силы». Ведущие специалисты адвокатской практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» рассказали о реальных ситуациях, с которыми столкнулся бизнес из-за введенных ограничений, и о подходе к разрешению судебных споров во время и после окончания пандемии COVID-19.

Минное поле «коронатворчества»

Юристы называют ускоренную работу государственных органов по созданию новых норм «коронатворчеством» или «коронаправом», потому что в условиях пандемии акты федерального и местного уровня появляются быстрее, чем их успевают изучить даже профессионалы, не говоря уже об обычных предпринимателях.

В таких условиях бизнесмен идет как по минному полю, не зная, какая ловушка и где его поджидает. Как поясняют эксперты, важнее в этой ситуации нормативные акты регионов и распоряжения местных Роспотребнадзоров, и локальный бизнес в первую очередь должен руководствоваться ими.

«Долг привез? – О мудрейший, форс-мажор у меня сейчас. – Вот у него бы и занял»

Спрятаться за форс-мажором от обязательных платежей вряд ли удастся, потому что хотя пандемия и имеет признаки обстоятельств непреодолимой силы, однако только суд определяет, как они влияют на конкретные обязательства.

Адвокаты призывают бизнес не надеяться на форс-мажор и исполнять обязательства по соглашениям, так как причинно-следственную связь между нарушением договора и наступлением обстоятельства непреодолимой силы придется доказать. Такой случай признается судом в каждой конкретной и отдельной ситуации.

Так что же считается форс-мажором? Это чрезвычайное непредотвратимое обстоятельство, которое не позволяет должнику исполнить договор или создает определенные препятствия по исполнению договора. Да, пандемия отвечает критериям чрезвычайности и непредотвратимости.

Но ключевым моментом здесь будет то, что создала ли пандемия условия, которые помешали именно вам выполнить обязательства? Это главное, что будет исследовать суд для определения наличия или отсутствия оснований для освобождения от ответственности.

Еще один важный момент – речь идет об освобождении от ответственности за неисполнение обязательств, но не об освобождении от самого обязательства исполнять условия договора. Ведь часто компании имеют разные обязательства перед клиентами и контрагентами, и не все из них могут быть признаны судом как подверженные влиянию обстоятельств непреодолимой силы.

Дела государственные

Основанием для признания наличия обстоятельств непреодолимой силы может считаться постановление любого государственного органа, по которому ваша предпринимательская деятельность приостановилась.

Например, все рестораны сейчас закрыты. Но и тут не все так просто. Потому что ситуация с ресторанами двоякая. С одной стороны, они закрыты из-за постановлений правительства в связи с пандемией COVID-19 и не могут провести банкет или любое другое мероприятие. В этом случае ситуация считается форс-мажором, и заказчик банкета не может предъявить исполнителю неустойку или взыскание других убытков. С другой стороны, есть отношения «ресторан – арендодатель». И до 21 апреля отсутствие денег считалось предпринимательским риском, но не освобождало бизнесмена от выполнения кредитных обязательств.

А 21 апреля Верховный суд выпустил разъяснение, в котором правила игры поменялись. Инстанция сочла, что отсутствие денег, вызванное пандемией и мерами госрегулирования, в определенных случаях может быть признано форс-мажором. При этом нужно помнить, что взыскать свои убытки с госоргана получится только тогда, когда его действия будут признаны незаконными. Пока же все расходы лягут на плечи бизнеса.

Причинно-следственная связь

Так что же это за отдельные случаи? Дело в том, что между падением доходов и пандемией должна прослеживаться прямая причинно-следственная связь. То есть если вы – кафе, закрыты более месяца и ваша бизнес-модель не рассчитана на такие обстоятельства, то есть шанс, что суд признает это форс-мажором. Также если контрагент перед вами не исполняет обязательства из-за пандемии, то вы также можете быть освобождены от ответственности уже перед вашим кредитором.

Похожая судебная практика по отношению к контрагентам сложилась в 2015 году, когда западные страны ввели санкции против России, и зарубежные поставщики стали отказываться исполнять обязательства перед нашими импортерами. Тогда суды тогда изменили подход и пояснили, что введение ограничительных мер – это форс-мажор, который может освобождать от ответственности должника перед кредитором. Но это касалось именно ситуации с санкциями.

В целом же по закону проблемы у контрагента никак не влияют на обязательства должника, и если вам из-за границы что-то не поставили, то это не считается форс-мажором.

Учите матчасть

По словам юристов, форс-мажор признается судами в редких случаях. Да и торгово-промышленная палата, уполномоченная выдавать справку о возникновении обстоятельств непреодолимой силы, в 90 процентах случаев отказывает, говорятэксперты. Хотя, в принципе, для внутренних контрактов она не нужна, а вот для заграничных пригодится очень.

Профессионалы напоминают, что суд – это всегда самый сложный и рискованный вариант, поэтому первое, с чего стоит начать, это с переговоров: собрать доказательства, предъявить их контрагенту и попытаться найти взаимовыгодное решение. Но если все же дело дошло до суда, подготовьтесь к нему тщательно и соберите все документы – доказательства, которые подтвердят наличие причинно-следственной связи между вашей ситуацией и внешними факторами. Например, свой бизнес-план, в котором нет модели отсутствия людей, а бизнес рассчитан на их поток.

Стоит фиксировать отсутствие посетителей и продолжительность действия мер ограничительного характера, то есть время, когда ваш бизнес был закрыт, вносите изменения в бизнес-модель. В идеале нужно, чтоб после анализа бизнес-плана был сделан вывод, что с учетом текущих обстоятельств, то есть отсутствия потока людей, ваша бизнес-модель не работает, причина тому – государственные меры ограничительного характера, что может считаться форс-мажором. Это и будет прямая причинно-следственная связь.

Аренда и форс-мажор

Исходя их реалий, юристы даже ввели такое понятие, как злоупотребление форс-мажором.
Потому что некоторые виды предпринимательской деятельности в пандемию, наоборот, получили высокий спрос. К ним, в том числе, относятся товары для дезинфекции. И если торговец гелем для рук обратится к владельцу склада, где он хранит свой товар, с сообщением о форс-мажоре или просьбой снизить аренду, это будет выглядеть, мягко говоря, неправомерно.

Напомним, что форс-мажор, скорее всего, не освободит вас от уплаты аренды как таковой, даже если суд и признает ваши обстоятельства таковыми. Сейчас в связи с пандемией предприниматели вправе требовать отсрочки и снижения арендной платы, если не могут использовать площадь из-за режима повышенной готовности.

Юристы поясняют, что на практике, которая касается ресторанов, например, те предприятия общепита, которые смогли перестроиться и работают на вынос, передоговариваются на выплату аренды от процента выручки. Потому что часть помещений такой общепит все же используют для работы. Те, которые закрылись полностью, обращаются за снижением арендной платы.

Суды на пороге онлайн правосудия

Практикующие адвокаты напоминают, что несмотря на ограничения в работе судов в период самоизоляции, необходимо провести все запланированные процедуры. Они поясняют, что новое расписание в работе судов – не повод для бизнеса расслабляться.

Напротив, необходимо перестроиться под существующие реалии, чтобы избежать негативных процессуальных последствий, соблюсти все необходимые сроки и иметь возможность сохранить существующее положение в споре с оппонентами.
Тем более что пандемия подстегнула суды переходить на процессы онлайн там, где это возможно.

В основном, конечно, это касается арбитражных дел, особенно тех, где не требуется присутствия большого количества участников. Более сложные процессы пока идут традиционным способом.

Екатерина КЛИМИНА